Арбитражный суд Республики Коми
167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а
тел. 20-05-16, тел/факс (88212) 44-16-90, http:// komi.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
«29» мая 2008 года Дело № А29-2605/2008
(дата объявления резолютивной части решения)
«30» мая 2008 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колцун О. Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Баева Владимира Анатольевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Коми
третье лицо Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми
о зачете излишне уплаченных страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии в сумме 748 руб. 00 коп. в оплату страховой части трудовой пенсии
при участии:
от заявителя: Баев В. А.;
от ответчика: Пузевич А. Л. – по доверенности от 16.01.2008 г. № 03-15/01;
от третьего лица: Макеева Е. Г. – по доверенности от 09.01.2008 г. № 01-01/1
установил:
Баев В. А. обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о зачете излишне уплаченных страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии в сумме 748 руб. 00 коп. в оплату страховой части трудовой пенсии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен, указав в отзыве на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, в связи с чем положения статей 78, 79 Налогового кодекса РФ не могут применяться при осуществлении возврата (зачета) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом факт наличия переплаты инспекцией не оспаривается.
Управление ПФР в городе Сыктывкаре Республики Коми подтвердило наличие переплаты у предпринимателя по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части в сумме 748 руб. 00 коп., считает, что решение вопроса о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование относится к компетенции налоговых органов.
Стороны не возражают против завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в основном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Поэтому, с учетом положений статьи 137 АПК РФ, 29.05.2008 г. суд продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Баев В. А., 19.06.1945 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.04.1996 г. Администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара за регистрационным номером 1585, прошел перерегистрацию 01.06.2004 г. (основной государственный регистрационный номер 304112115300013).
Учитывая, что индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, у Баева В. А. образовалась переплата по накопительной части трудовой пенсии в размере 748 руб. 00 коп..
01 апреля 2008 года предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением № 1-1-02 о зачете ошибочно уплаченной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемой на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 748 руб. 00 коп..
Инспекция, 02 апреля 2008 года рассмотрев вышеназванное заявление, вынесла решение № 07-78/120 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Приказом Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2008 года № ММ-3-1/74@, изданным в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», на территориальные органы Федеральной налоговой службы, поименованные в приложении № 1 к настоящему приказу, возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба»: а) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей; б) начисление пеней и штрафов; в) взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; г) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; д) принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Согласно пунктам 23-26 Перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полномочия по администированию которых возлагаются на территориальные органы Федеральной налоговой службы (Приложение № 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2008 года № ММ-3-1/74@) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.
При таких обстоятельствах право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, принадлежит налоговым органам. Поэтому налоговый орган был обязан зачесть излишне уплаченные суммы пени по страховым взносам.
Статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации состоит в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с нормами, содержащимися в ст. 78, 79 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В п. 14 ст. 78 Налогового кодекса РФ указано, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 748 руб. 00 коп..
Таким образом, требование заявителя о зачете признается судом правомерным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми зачесть индивидуальному предпринимателю Баеву Владимиру Анатольевичу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии в сумме 748 руб. 00 коп. в уплату предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров).
Судья И. Н. Гайдак