Решение по делу № 2-9606/2015 от 14.08.2015

Дело № 2-9606/15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«24» сентября 2015 года                      город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хорешко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

С. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что *** года между ОАО «***» в лице дополнительного офиса № *** Благовещенского отделения № *** ОАО «***» и С. был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере *** для приобретения объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: *** на срок *** месяцев. В *** году С. обратилась в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы». Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года № *** расходы по уплате процентов по кредитному договору, заключенному заявителем, приняты к компенсации. Согласно справке государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года № *** сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с октября *** года по октябрь *** года составляет ***.

На основании изложенного, заявитель просит суд обязать государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года в размере *** за счет средств областного бюджета в пользу С.; взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу истца денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере ***.

Представитель государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в представленном суду письменном отзыве возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что С. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.

Предоставление социальной выплаты осуществлялось до ***г. в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 № 617.

Начиная с ***г., социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 № 446.

Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).

Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет.

В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия.

Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие.

Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26 (далее - Положение № 26).

Согласно пункту 10 Положения № 26 выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству на текущий год.

Согласно пункту 9 Положения № 26 предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанный в заявлении.

Согласно пункту 4 Положения № 26 размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «а» п.4 Положения № 26, и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц.

Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые *** месяцев пользования ипотечным кредитом.

Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие.

Согласно статье 83 Бюджетного Кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета.

В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий.

В *** году министерство довело до ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» средства на предоставление социальной выплаты в размере ***, выплачено было ***. Вместе с тем, в управление в *** г. обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ***. Таким образом, долг перед гражданами на *** г. составил ***.

В *** году доведено средств на сумму ***, выплачено ***.

В соответствии с п. 8.1 Положения № 26 предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения № 26.

В *** году и в январе *** года выплаты производились по заявлениям, поданным до *** года.

В соответствии с отчетом за июнь *** года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, составила ***, в том числе перед С. - ***. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования.

Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением № 26, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают.

Представитель Правительства Амурской области в представленном суду письменном отзыве возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что манизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26.

В соответствии с пунктом 9 Положения выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.

Указанная норма Положения является действующей, до настоящего времени никем не оспорена, и действовала и на момент заключения истцом кредитного договора и на момент обращения его в суд.

В ГКУ УСЗН средства от министерства социальной защиты населения Амурской области не поступили, то есть, правовое основание, с возникновением которого обусловлена выплата компенсации (событие), не наступило. Таким образом, при вынесении решения по существу необходимо учитывать применение нормы пункта 9 Положения, исключающей возможность выплаты соответствующей компенсации.

В соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» объем финансирования из областного бюджета по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученными гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» в *** году составил ***

Законом Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на *** год и плановый период *** и 2015 годов» на 2013 год расходы по мероприятию «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили *** (приложение № 6 к Закону).

В соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» объем финансирования по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» на *** год составляет ***

Законом Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составляют ***

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере *** (*** год) и *** (*** год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения требований, отсутствуют.

Таким образом, обязательства перед гражданами будут выполняться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области в текущем году.

В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2014 № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации предусмотрено *** в порядке очередности подачи заявления.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом заявитель С., представители ГКУ – УСЗН и Правительства Амурской области, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, представители министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, о причинах неявки суду не сообщившие. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***» в лице дополнительного офиса № *** Благовещенского отделения № *** ОАО «***» и С. был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере *** для приобретения объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: *** на срок *** месяцев.

В 2012 году заявитель обратилась в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».

Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года № *** расходы по уплате процентов по кредитному договору, заключенному заявителем, приняты к компенсации.

Согласно справке государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты по городу Благовещенску и Благовещенскому району от *** года № *** сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от ***г.. за период: с октября ***г.. по май ***. составляет ***, согласно поданным заявлениям:

***. - *** (за октябрь ***.);

***. - *** (за ноябрь - декабрь ***.);

***. - *** (за январь - февраль ***.);

***. - *** (за март - июнь ***.);

***. - *** (за июль - сентябрь ***.);

***. - *** (за октябрь - ноябрь ***.);

***. - *** (за декабрь ***., январь - февраль ***.);

***.- *** (за март - май ***.).

В рамках настоящего дела заявитель просит возложить обязанность по перечислению суммы задолженности, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).

Постановлением Правительства Амурской области от *** года № *** постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что заявитель соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с октября *** года по октябрь *** года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, заявителю не осуществлялась. При этом заявитель в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы.

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержке путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило ***.

По информации, представленной министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что заявитель С. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права.

Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить заявителю компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с октября *** года по октябрь *** года в сумме ***.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере ***.

Поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско - правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу составляет *** (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Указанная сумма подлежит взысканию с управления в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление С. удовлетворить.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату С. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с октября *** года по октябрь *** года в сумме *** за счет средств областного бюджета.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу С. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято *** 2015 года.

Председательствующий                                 Емшанов И.С.

2-9606/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саяпина Н.А.
Ответчики
ГКУ УСЗН г.Благ-ска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на сайте суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
14.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2015Передача материалов судье
19.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2015Судебное заседание
24.09.2015Судебное заседание
28.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее