Решение по делу № 2-5061/2016 ~ М-4706/2016 от 18.10.2016

Гр.дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2016 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,

при секретаре Цыденовой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО "город Улан-Удэ", Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился Восточно-Байкальского межрайонного природоохранный прокурор с иском об обязании принять меры по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов.

Определением суда привлечено третьим лицом - Министерство природных ресурсов РБ.

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Алиев Р.С-О., представитель Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия по доверенности Санжиева Е.А. заявленные требования поддержали и просили суд обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков: расположенного между туннелем по ул. Туннельная и кладбищем с. Таежный, на территории площадью около 10 000 кв.м. объемом 50 куб.м, координаты: 51,8101179 107,686911; расположенного между ул. Туннельная (в районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом г. Улан-Удэ, объемом 50 кв.м., координаты: 51,805416 107,674981; -земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома №29 ул. Шумяцкого г. Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива ... объемом 35 куб.м., кадастровый .... Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с вышеуказанных земельных участков.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" по доверенности Нимаева А.Ц. с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности Ульихин В.С.. представители Министерства природных ресурсов РБ по доверенностям Андреев А.И и Трофимова С.М. с исковыми требованиями не согласились и суду пояснили, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку очистка территорий городского округа от отходов тесно связана с благо­устройством территории городского округа, которая относится к вопросам местного значения городского округа в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная свалка результат длительного невыполнения Администрацией г. Улан-Удэ возложенных на нее обязанностей. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захороне­нию твердых коммунальных отходов осуществляется Правительством Республики Бурятия в пределах всей Республики Бурятия и не предполагает полномочий по непосредственному сбору отходов в местах конкретных несанкционированных сва­лок, образованных в границах территорий муниципальных образований. Просят в иске отказать.

Представители Управление Росприроднадзора по РБ в суд не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Так, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия и Республиканской службы по охране, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка по обращению Иванникова А.А. о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления при размещении несанкционированной свалки, расположенной от дома №29 по ул. Шумяцкого до п. Таежный и 140 микрорайона г. Улан-Удэ.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6, ст. 8 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются

региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 12, 25 ст. 5 Устава ГО «Город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 г. № 624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В ходе проверки выявлено захламление твердыми коммунальными отходами земельного участка, расположенного между туннелем по ул. Туннельная и кладбищем с. Таежный, на территории площадью около 10 000 кв.м. объемом 50 куб.м; захламление твердыми коммунальными отходами земельного участка, расположенного между ул. Туннельная (от районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом, объемом 50 кв.м.; захламление земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома №29 ул. Шумяцкого г. Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива №248 объемом 35 куб.м.

Поскольку собственность на данные земельные участки не разграничена, функции собственника указанных земельных участков осуществляют органы местного самоуправления МО ГО «Город Улан-Удэ». Указанное не оспаривается участниками процесса.

Также участниками процесса не оспаривается наличие данных свалок как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде. Довод о том, что в указанных свалках кроме бытового мусора имеется и иной мусор (строительный мусор, осанки животных и покрышки машин), не является основанием для отказа истцу в удовлетворении иска, таких последствий закон не предусматривает.

Указанные свалки не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 N 16. Кроме этого, свалки не являются площадками для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 Сан­ПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80.

В связи с изложенным, доводы ответчиков судом не принимаются.

Прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств– в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

- расположенного между туннелем по ул. Туннельная и кладбищем с. Таежный, на территории площадью около 10 000 кв.м. объемом 50 куб.м, координаты: 51,8101179 107,686911 ;

- расположенного между ул. Туннельная (в районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом г. Улан-Удэ, объемом 50 кв.м., координаты: 51,805416 107,674981;

- -земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома №29 ул. Шумяцкого г. Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива ... объемом 35 куб.м., кадастровый номер: ...

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

- расположенного между туннелем по ул. Туннельная и кладбищем с. Таежный, на территории площадью около 10 000 кв.м. объемом 50 куб.м, координаты: 51,8101179 107,686911 ;

- расположенного между ул. Туннельная (в районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом г. Улан-Удэ, объемом 50 кв.м., координаты: 51,805416 107,674981;

- земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома №29 ул. Шумяцкого г. Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива ... объемом 35 куб.м., кадастровый номер: ...

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья: п\п Т.В.Цыбикдоржиева

2-5061/2016 ~ М-4706/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Правительство Республики Бурятия
Администрация МО "город Улан-Удэ"
Другие
Республиканская служба по охране, контролю и надзору в сфере природопользования
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ
Потребительский гаражный кооператив №248
Министерство природных ресурсов РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Цыбикдоржиева Туяна Васильевна
18.10.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2016[И] Передача материалов судье
20.10.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
07.11.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2016[И] Судебное заседание
13.12.2016[И] Судебное заседание
19.12.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2017[И] Дело оформлено
21.04.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее