РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июля 2018 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием административного истца (в режиме видеоконференцсвязи) Цурова В.Б.,
представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК Кемова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Цурова Вахи Борисовича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия о признании действий незаконными,
установил:
Заявление подано Цуровым В.Б. по тем основания, что в период отбывания наказания по приговору суда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, с начала содержания его в помещении ШИЗО, т.е. с ХХ.ХХ.ХХ., его ежедневно, два раза в день выводят в обысковое помещение, где заставляют расстёгивать одежду, стоя снимать носки, выворачивать их. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 12 УИК РФ, п. 164 Приказа МЮ № 295, ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, ч. 3 ст. 11 УИК РФ, просит признать действия ФКУ ИК-1 незаконными.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал. Пояснил, что ежедневно два раза в день во время технического осмотра его выводят в обысковую камеру и досматривают. При этом он встает лицом к стене, вытягивает руки вдоль стены. Затем одной рукой растягивает куртку, снимает куртку. Потом его просят снять носки, выворачивают носки, смотрят тапки на излом. Считает, что требования ФКУ ИК-1 о растягивании одежды, снятии и выворачивании носков, сгибании тапок являются неправомерными, просит признать данные действия незаконными. Полагает, что его поведение не требует такой тщательной проверки. Кроме того, ПВР ИУ не предусматривают расстёгивание одежды, снятие носков и тапок. Просит рассматривать период в течение трех последних месяцев, поскольку обыски проходят каждый день по два раза и каждый раз сотрудники колонии выдвигают незаконные требования.
Представитель административного ответчика Кемов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что ежедневно в соответствии с Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее ПВР ИУ) и приказом Минюста № 64-дсп проводится обыск лиц, находящихся в помещениях камерного типа. Данный обыск проводится 2 раза в день при заступлении дежурной смены. В ходе обыска осужденный выводится в обысковую комнату, где встает лицом к стене, руки поднимает вверх; проводится обыск верхней одежды, для удобства могут попросить ее расстегнуть; носки снимают, чтобы проверить между пальцами ног, так как там могут быть спрятаны запрещенные предметы; тапочки осматривают, сгибают, чтобы проверить их на отсутствие повреждений, где могут быть спрятаны запрещенные предметы. В отношении Цурова В.Б. контроль усилен, так как он склонен к совершению суицида и членовредительству. В письменных возражениях ответчика имеется описка, приказ № 268-дсп не действует, его заменил приказ № 64-дсп.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 г. № 248-О статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными.
В соответствии с ч. 2 ст. 11, ч. 6 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 г. № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, устанавливающие правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении находящихся в них осужденных (далее – Правила).
Пункт 3 Правил предусматривает, что Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пункт 164 Правил предусматривает, что осужденные, содержащиеся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и в одиночных камерах, при передвижении за пределами камер держат руки за спиной. При каждом выводе осужденных из камеры производится их личный обыск, а обыскиваемый становится лицом к стене, упираясь в стену вытянутыми руками, ноги ставятся на ширину плеч.
В соответствии с ч. 7 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилагающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования утверждён Приказом Минюста от 20.03.2015 г. № 64-дсп (далее – Порядок проведения обысков).
Наличие грифа «ДСП» не предполагает ознакомление осужденных с данным приказом, однако не исключает необходимость осужденных исполнять положения Порядка проведения обысков. Данный Порядок проведения обысков не противоречит Правилам, соответствует положениям ч. 7 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Порядоком проведения обысков определено, что обыск в запираемых помещениях, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах проводятся во время приема дежурства вновь заступающей дежурной смены. Обыски проводятся в отсутствие осужденных (раздел XI).
Таким образом, во взаимосвязи п. 164 Правил и раздела XI Порядка проведения обысков, обыск осужденных проводится при заступлении на службу новой дежурной смены. Учитывая, что в течение суток дежурные смены сменятся два раза, соответственно обыск осужденных производится два раза в день при проведении обыска в запираемых помещениях, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах и выводе в связи с этим осужденных из указанных помещений.
Порядок проведения обысков предусматривает проведение личного полного обыска осужденных в отдельных помещениях. При проведении полного обыска сотрудники исправительного учреждения вправе предложить снять головной убор, верхнюю одежду, обувь и нательное белье. После этого осматриваются межпальцевые промежутки ног, носки, обувь (раздел X).
Частью 4 статьи 121 Уголовно-исполнительного кодекса предусмотрено, что осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
В судебном заседании установлено, что Цуров В.Б. ХХ.ХХ.ХХ. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания.
Таким образом, требования сотрудников ФКУ ИК-1, предъявляемые Цурову В.Б. во время проведения обыска, соответствуют положениям действующих правовых актов.
Требования сотрудников ФКУ ИК-1, предъявляемые к Цурову В.Б. во время обысков, не являются проявлением невежливого отношения администрации исправительного учреждения в отношении осужденного Цурова В.Б., а равно не могут быть расценены как жестокие или унижающие человеческое достоинство.
В данном случае, требования сотрудников ФКУ ИК-1 основаны на действующих нормативно-правовых актах, изданных уполномоченными органами в пределах их компетенции, в связи с чем данные требования являются законными, обоснованными и подлежащими исполнению Цуровым В.Б. в силу его положения, связанного с отбытием наказания по приговору суда.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания действий административного ответчика незаконными не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Отказать Цурову Вахе Борисовичу в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2018 г.