Дело № 2-1976/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Клименко М.В.,
с участием: истца Минаковой О.А., представителя ответчика Науменко Н.А., действующей по доверенности от 02.05.2017г., представителя 3-го лица Пак А.М., действующей по доверенности от 20.12.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минакова Александра Валерьевича, Минаковой Эльвиры Петровны, Минаковой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1, к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральными законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы,, признании незаконным решение от 12.08.2016г. о снятии с учета граждан, подлежащих переселению из ЗВГ, возложении обязанности по восстановлению в сводном списке граждан, нуждающихся в предоставлении ГЖС с первоначальной даты постановки на учет и выдать ГЖС,
УС Т А Н О В И Л :
Минаков А.В., Минакова Э.П., Минакова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1 обратилась в суд к ФГКУ «Востокрегионжилье», трете лицо- Министерство обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об исключении из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральными законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 года по МО РФ.
В обоснование указали, Минаков А.В. проходил военную службу с 01.08.1994 по 06.08.2004, уволен в запас по пп. Б п. 1 ст. 51, календарная выслуга лет составила 10 лет. Истец вместе с супругой был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий администрацией Князе-Волконского сельского поселения.
Истец с семьей проживал в служебном жилом помещении, которое расположено в закрытом военном городке.
27.12.2011 истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральными законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 года по МО РФ, в связи с чем, ему был оформлен государственный жилищный сертификат. Решением Хабаровского районного суда от 12.10.2015 № 2-2209/2015 Минакова Э.П. была признана членом семьи истца, и сертификат был отправлен на переоформление.
12.08.2016 истец получил уведомление о снятии его с вышеуказанного учета, поскольку семья Минакова А.В. не была признана нуждающейся в получении жилья, что является основанием для исключения его из состава участников подпрограммы. Решением Хабаровского районного суда от 19.04.2017 № 2-674/2017 в удовлетворении требований Министерства Обороны РФ о выселении истца отказано.
Истцы считают принятое решение о снятии с учета по обеспечению ГЖС, незаконным, поскольку если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ст. 108 ЖК РСФСР, то оно сохраняется и после введения в действие нового ЖК РФ, так как ЖК может применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после введения его в действие.
По состоянию на 27.12.2011 Минаков А.В. согласно действующему законодательству в тот период имел право стать участником подпрограммы, в то время ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержала 3 абзац, на который в настоящее время ссылается ответчик.
Напротив, на день признания Минакова А.В. участником подпрограммы, ст.15 ФЗ Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативно правовыми актами.
Просили признать незаконным решение ФГКУ «ВРУЖО» об исключении Минакова А.В. из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральными законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 года по МО РФ
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, истцами были уточнены исковые требования, просят признать право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, за Минаковым А.В., Минаковой Э.П., Минаковой О.А., ФИО2, ФИО3, ФИО1; признать незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 12.08.2016 о снятии Минакова А.В. и членов его семьи с учета граждан подлежащие переселению из ЗВГ; обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ восстановить Минакова А.В., Минакову Э.П., Минакову О.А., ФИО2, ФИО3, ФИО1 в сводном списке граждан нуждающихся в предоставлении ГЖС с первоначальной даты постановки на учете, и выдать ГЖС.
В судебном заседании истец Минакова О.А. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что она является сотрудником Министерства обороны РФ, осуществляет трудовую деятельность в качестве стрелка ВОХР в в/ч 61304. До настоящего времени они проживают в служебном жилом помещении на территории закрытого военного городка. Иной жилой площади в собственности не имеют.
Истцы Минаков А.В., Минакова Э.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, что суд полагает возможным, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Науменко Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела, согласно которым, поскольку истец был уволен с военной службы по основанию-истечении срока контракта (то есть не по льготным основаниям как указано в Закон 76-ФЗ), выслуга лет на момент увольнения составила 10 лет, то оснований для признания его участником подпрограммы не имеется. Вывод Минакова А.В. о том что, его проживание на территории закрытого военного городка само по себе является самостоятельным основанием для обеспечения ему государственного жилищного сертификата независимо от основания увольнения с военной службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях, основан на ошибочном толковании норм материального права. Предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Решение о переселении граждан из закрытого военного городка № 23 с. Князе-Волконское, Хабаровского района, Хабаровского края Правительством Российской Федерации не принималось. Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильём после увольнения с военной службы.
Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоящего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты.
Необходимым условием дли разрешения вопроса, может ли гражданин отнесён к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Минаков А.В. на учёте в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, был уволен по истечению контракта, выслуга лет составляет 10 лет. Данные условия не дают ему право на обеспечение постоянным жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В августе 2016 года при актуализации учетных данных участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 - с целью проверки правомерности включения в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат было принято решение об исключении Минакова А.В. из состава участников подпрограммы.
На основании вышеизложенного, обязательства у Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению истца и членов его семьи государственным жилищным сертификатом по категории «граждане подлежащие переселению из закрытого военного городка», отсутствуют.
Представитель 3-го лица Пак А.М. исковые требования не признала, поддержав доводы, приведенные представителем ответчика, просила в удовлетворении требований отказать.
Исследовав представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.
Из представленных суду материалов дела следует, что Минаков А.В. с 01.08.1994 года по 06.08.2004г. проходил военную службу по контракту. В соответствии с Приказом командира войсковой части 340091 от 06 августа 2004 года № 158 Минаков А.В. уволен в запас по ст. 51 п. 1 пп. «Б» Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечению срока контракта).
В период прохождения военной службы ему на основании ордера от 30.10.2001 года № 58/21, предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которая находится в военном городке № 23 с. Князе-Волконское- 1, Хабаровского района, отнесенным к закрытым военным городкам на основании Распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р.
Как следует из справки военного комиссариата Хабаровского края от 01.12.2011 календарная выслуга лет Минакова А.В. составила 10 лет.
Истец на основании ордера № 58/21 от 30.10.2001 с составом семьи 6 человек (наниматель: Минаков А.В., жена- Минакова О.А., сын – ФИО3, дочь – Рубцова Э.П., дочь – ФИО2ПА., дочь – Минакова Э.П., сын ФИО1) зарегистрированы и проживают в помещении, расположенном по адресу: <адрес>., по настоящее время.
Родство Минаковой Э.П., ДАТА г.р., ФИО3, ДАТА г.р., ФИО1, ДАТА г.р., ФИО2 ДАТА г.р., с Минаковым А.В. подтверждается представленными свидетельствами о рождении, свидетельством о заключении брака между Минаковым А.В. и Минаковой О.А.
27.11.2011 Минаков А.В. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, о чем 28.03.2012 ему направлено уведомление.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 12.10.2015 № 2-2209/2015 Минакова Э.П., ДАТА г.р., признана членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Минакова А.В. Решение вступило в законную силу.
Оформленный ГЖС УВ 702964 от 28.05.2015, не реализован, в связи с изменением состава семьи направлен на переоформление.
19.08.2016 Минаков А.В. был исключен из состава участников подпрограммы с 12.08.2016 с составом семьи 5 человек в связи с неправомерностью постановки на учет. Согласно разъяснениям ФГКУ «Востокрегионжилье» истец не приобрел право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 14 статьи 15 Закона № 76- ФЗ, поскольку он уволен по истечению срока контракта.
Истцу было разъяснено, что факт проживания в военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы.
Постановлением администрации Князе-Волконского сельского поселения хабаровского муниципального района Хабаровского края от 14.12.2016 № 128 Минакова О.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с семьей в составе муж - Минаков Александр Валерьевич, дочь - Минакова Эльвира Петровна, сын - ФИО3, дочь - ФИО2.
27.09.2017 в п.1 вышеуказанного постановления внесены изменения: в пункте 1 постановления после слов «дочь – ФИО2» дополнить словами: «сын – ФИО4.».
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края 19.04.2017 № 674/2017 в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Минакову А.В., Минаковой Э.П., Минаковой О.А., действующей в собственных интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, о признании утратившими право пользования жилым помещение, расположенным по адресу<адрес>, выселении без предоставления иного жилого помещения отказано. Решение вступило в законную силу.
Из представленных КГУП «Хабкрайинвентаризация», Управления Росреестра Хабаровского края информации следует, что у Минакова А.В. и членов его семьи отсутствуют зарегистрированные права собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения на территории г. Хабаровска и Хабаровского края.
У Минаковой О.А. имеется в собственности земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329201:3008.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Служебная квартира была предоставлена Минакову А.В. и членам его семьи на основании ордера на служебное жилое помещение на период прохождения истцом военной службы. В настоящее время Минакова О.А. состоит в трудовых отношениях с организацией, подведомственной Министерству обороны РФ.
Минакову А.В. был уволен с военной службы в связи с окончанием срока контракта и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации.
При наличии регламентированного законодательством порядка реализации прав граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение ГЖС, суд полагает, что у истца и членов его семьи не возникло право на их включение в список получателей ГЖС.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что Минаков А.В. не приобрел право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы,
Решение, принятое ответчиком о снятии Минакова А.В. с учета, является правильным. При этом не имеет правового значения дата обращения гражданина с заявлением на получение сертификата и включения в сводный список граждан-участников программы по переселению из закрытых военных городков (кандидатов на получение сертификата), т.к. наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, должно иметь место и на момент реализации права.
На основании установленных по делу обстоятельств, в силу приведенных правовых норм, суд не находит оснований для удовлетворений исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Минакова Александра Валерьевича, Минаковой Эльвиры Петровны, Минаковой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО1, к ФГКУ «Востокрегионжилье», о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральными законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы,, признании незаконным решение от 12.08.2016г. о снятии с учета граждан, подлежащих переселению из ЗВГ, возложении обязанности по восстановлению в сводном списке граждан, нуждающихся в предоставлении ГЖС с первоначальной даты постановки на учет и выдать ГЖС, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21.12.2017 года.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю. Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1976/2017 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь М.В. Клименко