Дело № 2-5438/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 г. г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Погореловой С.С.,
при секретаре: Новиковой А.П.,
с участием истицы Мартыновой Е.А., ответчика Мартынова С.В., третьего лица Мартыновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Елены Алексеевны, действующей в интересах несовершеннолетних Мартынова Владислава Кирилловича и Мартыновой Дианы Кирилловны, к Мартынову Сергею Викторовичу о признании права собственности в порядке наследования по закону,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> г. умер Мартынов Кирилл Сергеевич. После его смерти открылось наследство на нежилое помещение, транспортное средство и денежные средства на счетах.
Наследниками по закону первой очереди после смерти являются: супруга - Мартынова Е.А. (истица по делу), дети - Мартынов В.К. и Мартынова Д.А., родители - Мартынова Г.С. (третье лицо по делу), Мартынов С.В. (ответчик по делу).
Мартынова Е.А. обратилась к нотариусу с заявлением о выделении супружеской доли за пережившим супругом, в связи с чем получила свидетельство о праве собственности на 1/2 долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу.
В установленный законом шестимесячный срок после смерти Мартынова К.С. его супруга в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, а также отец обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства. Мать наследодателя обратилась с заявлением об отказе от наследства в пользу внуков Мартынова В.К. и Мартыновой Д.А.
Мартынова Е.А. и ее дети получили свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Мартынова К.С.
Мартынов С.В. до настоящего времени данное свидетельство не получил, намерен отказаться от своей доли в открывшемся наследстве после смерти сына в пользу внуков.
Дело инициировано иском Мартыновой Е.А., действующей в интересах несовершеннолетних Мартынова В.К. и Мартыновой Д.К., в котором просит признать за детьми право собственности по 1/20 доле в праве за каждым на нежилое помещение, транспортное средство и денежные средства на счетах, указанные в исковом заявлении.
При этом в обоснование заявленных требований ссылается на положения статьи 1157 ГК РФ и указывает что, поскольку в шестимесячный срок со дня смерти наследодателя Мартынов С.В. не выразил свое намерение об отказе от наследства у нотариуса, то теперь это возможно только в судебном порядке.
В судебном заседании истица Мартынова Е.А. заявленные требования поддержала.
Ответчик Мартынов С.В. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Третье лицо Мартынова Г.С. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон и третьего лица, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что предусмотрено пунктом 1 статьи 1112 ГК РФ.
В силу статьи 62 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает заявления о принятии наследства или об отказе от него. Заявление о принятии наследства или об отказе от него должно быть сделано в письменной форме.
Пунктом 20 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Правлением Федеральной нотариальной палаты 28 февраля 2006 г., предусмотрено, что заявление о принятии наследства должно быть подано в письменной форме. В заявлении о принятии наследства указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (если оно есть) наследника и наследодателя; дата смерти наследодателя и последнее место жительства наследодателя; волеизъявление наследника о принятии наследства; основание(я) наследования (завещание, родственные и другие отношения); дата подачи заявления. В заявлении указываются также иные сведения в зависимости от известной наследнику информации (о других наследниках, о составе и месте нахождения наследственного имущества и пр.).
В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты, Протокол № 02/07 от 27 - 28 февраля 2007 г., объем документов, в обязательном порядке представляемый нотариусу лицом, обратившимся к нему в связи с открывшимся наследством, зависит от времени обращения к нотариусу, от личности обратившегося лица и объема его полномочий: 1) в полном объеме документы, необходимые для удостоверения наследственных прав, истребуются нотариусом при выдаче свидетельства о праве на наследство; 2) при принятии первичного документа, который может послужить основанием для начала производства по наследственному делу, нотариус требует документально подтвердить место открытия наследства для сохранения наследства в неизменном виде как единого целого (статья 1110 ГК РФ) и заведения на открывшееся наследство одного наследственного дела.
Исключением является заявление о принятии наследства. Для оказания содействия лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, с целью способствования принятию наследства в установленные законом сроки нотариус обязан принять данное заявление без документального подтверждения каких бы то ни было фактов, разъяснив при этом, какие документы заявитель обязан представить впоследствии для получения свидетельства о праве на наследство.
С учетом изложенного суд исходит из того, что заявление о принятии наследства не подразумевает выдачу свидетельства о праве на наследство, поэтому должно быть принято независимо от того, приложены ли к нему какие-либо документы, доказаны ли наследником какие-либо факты и т.п. Такое правило обеспечивает принятие наследства в установленные законом сроки и, таким образом, содействует осуществлению прав и защите законных интересов наследников.
Статьей 1153 ГК РФ установлены способы принятия наследства, в том числе предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что ответчик 19 июля 2017 г. подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства, что свидетельствует о наличии воли наследника, направленной на принятие наследства, то есть ответчик совершил действия по принятию наследства, регламентированные пунктом 1 статьи 1153 ГК РФ.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 49 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.).
Кроме того, суд учитывает, что сроки получения наследником, принявшим наследство, свидетельства о праве на наследство действующим законодательством не установлены. Получение такого свидетельства в силу статьи 1163 ГК РФ является правом, а не обязанностью наследника.
С учетом указанных разъяснений доводы истицы, что Мартынов С.В. не желает оформлять свои наследственные права, являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения при наличии заявления нотариусу от указанного лица о принятии наследства.
Пунктом 2 статьи 1157 ГК РФ предусмотрено, что наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство (абзац 1). Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными (абзац 2).
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» предусмотрено, что по истечении указанного в абзаце 1 пункта 2 статьи 1157 ГК РФ срока может быть признан отказавшимся от наследства лишь наследник, совершивший действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, при условии признания судом уважительными причин пропуска срока для отказа от наследства.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что ответчик принял наследственное имущество в установленном порядке, путем подачи заявления нотариусу, а не фактически.
Учитывая способ принятия Мартыновым С.В. наследства, принимая во внимание, что отказ от наследства по истечении указанного шестимесячного срока возможен при наличии уважительных причин пропуска срока лишь в случае фактического принятия наследства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Мартыновой Елены Алексеевны, действующей в интересах несовершеннолетних Мартынова Владислава Кирилловича и Мартыновой Дианы Кирилловны, к Мартынову Сергею Викторовичу о признании права собственности в порядке наследования по закону отказать.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья