Решение по делу № 2-280/2015 ~ М-203/2015 от 26.02.2015

Дело № 2-280/2015

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2015 года                                                                                                      г.Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

при секретаре Колотовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габеевой А.А. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия (далее – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия) по земельному спору,

УСТАНОВИЛ:

Габеева А.А. обратилась в суд по тем основаниям, что является собственником <Адрес обезличен>. После принятия собственниками жилых помещений указанного дома решения об оформлении земельного участка под многоквартирным домом и территории для его обслуживания, истец выступила заказчиком кадастровых работ по формированию земельного участка, на котором расположены дом и прилегающая к нему для обслуживания территория. Кадастровые работы с составлением межевого плана были выполнены ООО «<Данные изъяты>», границы формируемого земельного участка согласованы со всеми заинтересованными лицами.Вместе с тем, в постановке на государственный кадастровый учет сформированного участка истцу было отказано, так как в государственном кадастре недвижимости уже содержатся сведения о земельном участке, на котором расположен <Адрес обезличен>, и где площадь участка значится как <Данные изъяты> кв.м. Такой участок имеет кадастровый №<Номер обезличен>. Учитывая, что данные сведения о площади земельного участка отражают только площадь застройки и не включают площадь участка, используемую для обслуживания и эксплуатации дома, чем нарушаются права и законные интересы истца на признание за собственниками помещений в указанном доме права общей долевой собственности на земельный участок в размере <Данные изъяты> кв.м., соответствующем фактическому землепользованию, ссылаясь на нормы ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст.16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», истец просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия (далее – Управление Росреестра по Республике Карелия) аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Впоследствии Габеева А.А. требования уточнила, просила признать недействительными сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, и обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>.

В судебном заседании истец Габеева А.А. поддержала требования по основаниям, указанным в иске. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в свое отсутствие. Из ранее представленного отзыва следует, что в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, местоположение определено как: <Адрес обезличен> земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка, площадь <Данные изъяты> кв.м. Границы земельного участка, учет которого осуществлен в установленном порядке до вступления в силу ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> были внесены на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 года № П/119 (действовавшего на момент внесения сведений). Указания не предусматривали положений, позволяющих органу кадастрового учета проводить проверку представленных инвентаризационных описей на наличие оснований для приостановления и отказа во внесении сведений в государственный реестр земель кадастрового района о ранее учтенных земельных участках. При внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с инвентаризационной описью, орган кадастрового учета не обладал полномочиями по проверке обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись, поэтому сведения были воспроизведены в соответствии с инвентаризационной описью. Считают, что согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ, ошибки, допущенные при составлении инвентаризационных или оценочных описей, могут квалифицироваться как технические при условии несоответствия сведений, содержащихся в описях, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых описи были составлены. Ссылаясь на Закон о земельном кадастре, полагают, что осуществление записей в единый государственный реестр земель являлось действием учетного характера, осуществляемого на основании представленных документов, само по себе внесение записей в реестр гражданских прав и обязанностей не порождало и не прекращало. Считают, что в настоящий момент усматривается спор о фактической площади земельного участка, и при таких обстоятельствах Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия будет являться ненадлежащим ответчиком, поскольку при осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка ответчик чьи-либо права и интересы не нарушил, заинтересованность в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости отсутствует.

Представитель 3-его лица Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Администрации Сортавальского муниципального района - в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва на иск следует, что сведения о соответствии площади земельного участка в размере <Данные изъяты> кв.м. сведениям, содержащимся в техническом паспорте на дом, отсутствуют. Также отсутствуют сведения о документах, послуживших основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка. Решение вопроса оставили на усмотрение суда.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Исходя из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ, земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно ч.1 ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

На основании ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее также – Закон о кадастре).

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Установлено, что ФИО5 (после заключения брака – Габеева) является собственником <Адрес обезличен>. <Данные изъяты>

На основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома Габеева А.А. избрана уполномоченным лицом для осуществления всех фактических и юридических действий для оформления земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. После выполнения кадастровых работ с составлением межевого плана <Данные изъяты> утверждена схема расположения земельного участка площадью <Данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием - для многоквартирной жилой застройки.

Вместе с тем, в постановке на государственный кадастровый учет сформированного участка истцу было отказано со ссылкой на то, что ранее в государственный кадастр недвижимости на основании Перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> были внесены сведения о земельном участке, на котором расположен <Адрес обезличен>, с указанием площади земельного участка в размере <Данные изъяты> кв.м. Такой участок имеет кадастровый №<Номер обезличен>.

Указанная процедура внесения сведений предусматривалась действующим на тот момент законодательством, а именно п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 г. №П/119 и Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001 г., в соответствии с которыми внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи.

В силу п. 1.3 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках № ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участках, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. Пунктом 1.4 Указаний предусмотрено, что в перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.

Согласно п. 3.1 Указаний для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка.

Вместе с тем, Дополнение к Перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>, на основании которого были внесены сведения в кадастр о спорном земельном участке, должностным лицом Межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости Республики Карелия по г.Сортавала утвержден и подписан не был.Представленный Перечень также не подписан и не утвержден должностным лицом Сортавальского отдела ФГУ ЗКП. Из пояснений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» можно сделать вывод о том, что других документов, которые служили основанием для внесения сведений в Государственный реестр земель, у ответчиков не имеется.

Исходя из положений ст. 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» №28-ФЗ от 02.01.2000, действовавшего на момент принятия указанных документов, при государственном кадастровом учете земельных участков должна была проводиться проверка документов, в том числе, на наличие их надлежащего оформления, отсутствие неоговоренных исправлений, отсутствие подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений и т.д., в части 4 данной статьи указаны случаи, когда документы не подлежат приему. Таким образом, с учетом указанных общих принципов, относящихся к государственному кадастровому учету земельных участков и представлению документов для его проведения, суд полагает, что имеются основания распространять данные принципы на те действия, которые проводились при формировании государственного реестра земель на основании Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 г. № П/119 и Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001 г., а ссылку ответчика на отсутствие правовых оснований, позволяющих органу кадастрового учета проводить проверку представленных инвентаризационных описей на наличие оснований для приостановления и отказа во внесении сведений в государственный реестр земель кадастрового района о ранее учтенных земельных участках считает несостоятельной.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Дополнение к Перечню нельзя рассматривать в качестве инвентаризационной описи и расценивать как надлежащий документ для внесения соответствующих сведений, так как указанный документ оформлен ненадлежащим образом и не содержит сведений о том, кем и когда он был утвержден и полагает обоснованной позицию истца о том, что заявленный ответчик является надлежащим.

В силу положений ст.45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).

Предусмотренная статьями 24 и 25 Закона о кадастре процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу Закона о кадастре. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков представляет собой пробел правового регулирования.

Вместе с тем, нахождение земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, на государственном кадастровом учете, осуществленном до дня вступления в силу Закона о кадастре, и являющегося ранее учтенным земельным участком, препятствует реализации прав истца, предусмотренных ст.36 ЖК РФ, ст.36 Земельного Кодекса РФ, ст.16 Вводного закона, на признание за ними, как собственниками помещений в многоквартирном доме, права общей долевой собственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию, так как в настоящее время на кадастровом учете состоит земельный участок, равный площади расположенного на нем строения: многоквартирного дома <Адрес обезличен>, без учета площади придомовой территории, необходимой для эксплуатации и обслуживания здания.

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия действующим законодательством не уполномочен принимать решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, отменять решения о государственном кадастровом учете.

В силу ст.8 ГК РФ основанием возникновение гражданских прав и обязанностей является, среди прочих, решение суда.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что реализация участниками гражданского оборота их законных прав на принадлежащие им земельные участки, разрешение возникшей правовой ситуации и осуществление процедуры снятия с кадастрового учета такого ранее учтенного земельного участка возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Данный вывод согласуется с частью 4 статьи 16 Закона № 221-ФЗ о том, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости, а также с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ №Д23-1342 от 13.04.2010, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к законности и обоснованности исковых требований истца о признании недействительными сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым №<Номер обезличен> и аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым №<Номер обезличен>. Указанное позволит истцу сформировать новый земельный участок иной площади, поставить его на кадастровый учет и приобрести сособственникам помещений многоквартирного дома права общей долевой собственности на него.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительными сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером №<Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> 1.

Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №<Номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             Е.В.Ратомская

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2015 года

2-280/2015 ~ М-203/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Габеева Анна Анатольевна
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"
Другие
УФСГР кадастра и картографии по Республике Карелия
АСМР
Суд
Сортавальский городской суд
Судья
Ратомская Елена Викторовна
26.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015[И] Передача материалов судье
02.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2015[И] Судебное заседание
20.03.2015[И] Судебное заседание
31.03.2015[И] Судебное заседание
03.04.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2015[И] Дело оформлено
29.02.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее