№ 2а-182/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2018 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Меняйло А.Н., при секретаре судебного заседания Шалаеве А.А., с участием административного истца Устинова Е.В., представителя административного истца Фаста К.В., представителя административных ответчиков командующего Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации и командира войсковой части № Анисимова Д.А., прокурора – помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона ... Мамыкина А.Н., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ... Устинова Евгения Викторовича об оспаривании бездействия командира войсковой части № по не заключению нового контракта о прохождении военной службы,
установил:
Устинов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела с ним не был заключен новый контракт о прохождении военной службы, и 1.06.2016 он был уволен с военной службы. 2.07.2017 уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием в деянии состава преступления и 10.11.2017 постановлением суда за ним признано право на реабилитацию, однако до настоящего времени командование войсковой части № не восстановило его права как реабилитированного, новый контракт о прохождении военной службы с ним не заключен. 7.07.2018 командование войсковой части № до него довело решение аттестационной комиссии от 5.07.2018 о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы, но одновременно ему пояснили, что новый контракт о прохождении военной службы с ним заключен не будет. Устинов просит признать незаконным бездействие командира войсковой части № по не заключению с ним нового контракта о прохождении военной службы и обязать командира войсковой части № заключить с ним новый контракт о прохождении военной службы с даты, следующей за днем окончания срока предыдущего контракта, восстановить его в прежней (или с его согласия – равной или не ниже) должности, восстановить иные нарушенные его права.
Устинов в суде настаивал на заявленных требованиях.
Представитель административного истца Фаст в судебном заседании требования административного иска поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Анисимов в суде требования административного истца не признал и пояснил, что командир войсковой части № не будет заключать с Устиновым новый контракт о прохождении военной службы, какие-либо мероприятия по проверке соответствия Устинова требованиям, предъявляемым к военнослужащим войск национальной гвардии России, командованием воинской части до настоящего дня не осуществлялись.
Заслушав административного истца Устинова и его представителя Фаста, возражения представителя административных ответчиков Анисимова, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора Мамыкина, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются данным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
По смыслу абзаца первого п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 5 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащим не может быть отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы, если они не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрели права на пенсию за выслугу лет и отсутствуют основания для их досрочного увольнения с военной службы, установленные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", и обстоятельства, когда с такими военнослужащими в силу закона не может быть заключен новый контракт.
Исходя из изложенного при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения нового контракта о прохождении военной службы, заключение нового контракта с военнослужащими, которые не достигли предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрели права на пенсию за выслугу лет и изъявили желание продолжить военную службу, является обязанностью командования, что обеспечивает непрерывность военной службы и реализацию права военнослужащего на труд.
По делу установлено, что 24.02.2016 в отношении ... войсковой части № ... - ... Устинова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ.
11.05.2016 Устиновым в связи с окончанием срока контракта о прохождении военной службы был подан рапорт по команде о заключении с ним с 7.06.2016 нового контракта о прохождении военной службы сроком на 5 лет.
Из выписки из приказа командира войсковой части № № 17 л/с от 1.06.2016 следует, что Устинов уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта.
Из копии приказа командира войсковой части № от 14.07.2016 № 142 с/ч следует, что Устинов исключен из списков личного состава воинской части с 12.09.2016.
Из сообщения ... ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от 13.10.2017 следует, что Устинов 12.09.2016 исключен из реестра участников НИС, 29.11.2016 его именной накопительный счет участника НИС закрыт без права на использование накоплений для жилищного обеспечения. Средства, перечисленные ФГКУ «Росвоенипотека» Устинову для погашения ипотечного кредита, подлежат возврату.
Постановлением следователя-криминалиста № военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации ... ФИО7 от 2.06.2017 уголовное дело по подозрению Устинова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в деянии состава преступления, за Устиновым признано право на реабилитацию.
Вступившим в законную силу постановлением Краснодарского гарнизонного военного суда от 10.11.2017 в порядке реабилитации Устинова на командира войсковой части № возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт истца от 11.05.2016 о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы с даты, следующей за днем окончания срока предыдущего контракта, с восстановлением в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности.
Из сообщения командира войсковой части № от 28.12.2017 следует, что в соответствии с постановлением Краснодарского гарнизонного военного суда от 10.11.2017 в порядке реабилитации Устинова аттестационная комиссия войсковой части № повторно рассмотрев рапорт Устинова от 11.05.2016 о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы, приняла решение (протокол № 18) об отказе Устинову в заключении нового контракта о прохождении военной службы.
Вступившим в законную силу решением Краснодарского гарнизонного военного суда от 22.02.2018 признано незаконным решение аттестационной комиссии войсковой части № от 28.12.2017 (протокол № 18) об отказе в заключении с Устиновым нового контракта о прохождении военной службы, на аттестационную комиссию войсковой части № возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о заключении с Устиновым нового контракта о прохождении военной службы.
Из решения аттестационной комиссии войсковой части № (протокол № 11) от 5.07.2018, утвержденного командиром воинской части, следует, что принято решение о заключении с Устиновым нового контракта о прохождении военной службы после проведения мероприятий по проверке соответствия требованиям, предъявляемым к военнослужащему войск национальной гвардии РФ.
Как сообщил представитель административных ответчиков Анисимов в суде, несмотря на решение аттестационной комиссии от 5.07.2018, командир войсковой части № без наличия каких-либо объективных причин мероприятий по проверке соответствия Устинова требованиям, предъявляемым к военнослужащему войск национальной гвардии РФ, до настоящего дня не провел, решение о заключении с Устиновым нового контракта о прохождении военной службы не принял.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ гражданин имеет право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Порядок возмещения вреда определяется действующим в настоящее время Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей", а также Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и подлежащего применению во взаимосвязи с положениями ст. 1070 и § 4 главы 59 ГК Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242-О).
Согласно ст. 5 Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, гражданину, освобожденному от работы (должности) в связи с незаконным осуждением либо в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя работа, а при невозможности этого (ликвидация предприятия, учреждения, организации, сокращение должности, а также наличие иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению на работе) - другая равноценная работа (должность). В случае если требования о восстановлении трудовых прав не удовлетворены, гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства (ст. 12).
Поскольку по делу не установлено предусмотренных законодательством обстоятельств, препятствующих заключению с Устиновым нового контракта о прохождении военной службы, воинские должностные лица мероприятия по реабилитации Устинова выполнили формально, без фактического восстановления его нарушенных прав, волеизъявление Устинова о продолжении прохождения военной службы в силу закона являлось обязательным для командования, бездействие командира воинской части по не заключению с Устиновым нового контракта о прохождении военной службы нарушает права и законные интересы Устинова, поэтому суд приходит к выводу, что права Устинова на труд могут быть восстановлены путем заключения с ним нового контракта о прохождении военной службы в соответствии с его рапортом от 11.05.2016.
Также в целях полного восстановления нарушенных прав Устинова суд считает необходимым возложить на командира войсковой части № обязанность восстановить Устинова в прежней (а с его согласия – равной или не ниже) должности, обеспечив истца всеми видами довольствия, недополученного после увольнения с военной службы, а также направить документы для восстановления Устинова в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Поскольку административное исковое заявление Устинова подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с войсковой части № надлежит взыскать в пользу административного истца, уплаченную им государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление ... Устинова Евгения Викторовича об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанных с не заключением нового контракта о прохождении военной службы, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части №, связанное с не заключением с Устиновым Евгением Викторовичем нового контракта о прохождении военной службы.
Обязать командира войсковой части № заключить с Устиновым Евгением Викторовичем новый контракт о прохождении военной службы с даты, следующей за днем окончания срока предыдущего контракта, то есть с 7.06.2016, с восстановлением Устинова Е.В. в прежней (а с его согласия – равной или не ниже) должности. Обеспечить Устинова Е.В. всеми видами довольствия, недополученного после увольнения с военной службы, направить документы для восстановления Устинова Е.В. в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
О принятом решении командиру войсковой части № необходимо в течение месяца со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда сообщить в суд и административному истцу.
Взыскать с войсковой части № в пользу Устинова Евгения Викторовича понесённые им судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, а прокурором, участвующим в деле, - принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Меняйло