Дело № 2-374/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «08» июля 2015 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисова С.А.,
при секретаре судебного заседания Беспаловой Н.В.,
с участием истца – заместителя прокурора Новоаннинского района Волгоградской области – М.И.Ю..,
представителя ответчика администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, действующего на основании доверенности Д.Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
В обосновании заявленных исковых требований указывает, что прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области действующего законодательства при оказании услуг в сфере дошкольного образования несовершеннолетним жителям Новоаннинского муниципального района Волгоградской области. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 5 Устава Новоаннинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения Новоаннинского муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях. Федеральным законом от 10.04.2000 года № 51-ФЗ утверждена Федеральная программа развития образования, как организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования. Данная программа предусматривает, в том числе, основные направления развития дошкольного образования, а именно: обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения; создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов; разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования; содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования; совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ожидаемыми результатами реализации Программы являются: создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения; реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей; обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей; расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений; введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования. На территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области действуют 5 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений. Согласно информации предоставленной администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ строительство нового детского сада, расположенного по адресу: <адрес> в настоящее время не осуществляется. Однако в ДД.ММ.ГГГГ года планируется открытие 50 дополнительных мест на базе МКДОУ Новоаннинский детский сад № для детей дошкольного возраста. Вместе с тем, проведенной прокуратурой Новоаннинского района проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в очереди в дошкольные образовательные учреждения стоят 435 детей. При этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растет. Таким образом, на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области складывается неблагополучная ситуация с оказанием услуг несовершеннолетним гражданам дошкольных образовательных учреждений. Просил суд обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Новоаннинского района Волгоградской области М.И.Ю. уточнила исковые требования. Просит суд: признать незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в части непредоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области; обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Представитель ответчика администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по доверенности Д.Р.П. в судебном заседании исковые требования прокурора Новоаннинского района Волгоградской области не признал. Указал, что согласно письма директора МКОУ «Образование» М.С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая очередность детей в возрасте от 0 до 7 лет в детские сады составляет 304 человека, в том числе от 3 до 7 лет – 43 ребенка, от 2 до 3 лет – 81 ребенок. До ДД.ММ.ГГГГ 43 очередникам в возрасте от 3 до 7 лет будут предложены 75 мест, открываемых на базе МКДОУ Новоаннинского детского сада №, МКДОУ Новоаннинского детского сада №. Дети в возрасте 3-7 лет на территории города Новоаннинского будут охвачены дошкольным образованием на 100 %. Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в Новоаннинском муниципальной районе задача по ликвидации очередности среди детей в возрасте от 3 до 7 лет будет решена до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что в настоящее время строительно-монтажные работы детского сада по <адрес> не ведутся. Для осуществления дальнейшего строительства объекта администрацией района проведены мероприятия по корректировке остатка сметной стоимости строительства с учетом совершенных рыночных цен на материал и оборудование. Для завершения строительства и завершения прочих мероприятий необходимо 138 000,00 тыс. рублей. По состоянию на текущую дату финансирование строительства объекта в бюджете Волгоградской области не предусмотрено. Просит суд в удовлетворении иска прокурора Новоаннинского района Волгоградской области отказать.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.2006 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливается дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
На основании п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 09.02.2009 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальной района относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (л.д. 19-39).
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает развитие инфраструктуры дошкольного образования, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста.
Судом установлено, что прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства при оказании услуг в сфере дошкольного образования несовершеннолетним жителям Новоаннинского муниципального района волгоградской области. Из ответа администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за запрос прокуратуры Новоаннинского района Волгоградской области следует, что количество детей, стоящих в очереди на получение мест в детских садах составляет 435 человек по г. Новоаннинскому Волгоградской области (л.д. 9).
Согласно информации администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области решается задача по ликвидации очереди с ДД.ММ.ГГГГ. В районе ведется масштабная работа в этом направлении. Принято распоряжение главы Новоаннинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении поэтапной программы ликвидации очередности «дорожная карта» в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Новоаннинского муниципального района Волгоградской области». В ДД.ММ.ГГГГ введено в эксплуатацию 125 дополнительных мест для детей дошкольного возраста на базе образовательных организаций. В ДД.ММ.ГГГГ работа в этом направлении была продолжена и в результате введено 39 дополнительных мест. В ДД.ММ.ГГГГ года планируется открытие 50 дополнительных мест на базе МКДОУ Новоаннинского детского сада № для детей дошкольного возраста. Муниципальный контракт на строительство объекта «<данные изъяты>» был расторгнут в конце ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время строительно-монтажные работы не ведутся. Для осуществления дальнейшего строительства объекта администрацией района проведены мероприятия по корректировке остатка сметной стоимости строительства с учетом современных рыночных цен на материалы и оборудование. По результатам уточнения смет и после проверки достоверности определения сметной стоимости в ГАУ ВО <данные изъяты> общая стоимость строительства составила в ценах второго квартала ДД.ММ.ГГГГ 150 466,33 тыс. рублей. Для завершения строительно-монтажных работ и выполнения прочих мероприятий, связанных со строительством объекта, требуется всего 138 000,00 тыс. руб. Заявки о включении данного объекта в ДД.ММ.ГГГГ годах в перечень строек закона Волгоградской области об областном бюджете, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета Волгоградской области, неоднократно направлялись в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти Волгоградской области. По состоянию на текущую дату финансирование строительства объекта в бюджете Волгоградской области не предусмотрено. Аукцион по выбору подрядной организации для продолжения строительно-монтажных работ будет объявлен только после включения объекта в вышеуказанный перечень строек закона Волгоградской области об областном бюджете. При начале финансирования во втором полугодии ДД.ММ.ГГГГ завершение строительства детского сада на 185 мест в г. Новоаннинский возможно в ДД.ММ.ГГГГ. Софинансирование строительства за счет средств районного бюджета гарантировано будет осуществляться в установленном порядке (л.д. 10-11). Аналогичная информация представлена в письме МКУ «Образование» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-47).
Поскольку требования действующего законодательства ответчиком до настоящего времени не исполнены, что не отрицается представителем ответчика администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Д.Р.П. в судебном заседании, суд считает исковые требования прокурора Новоаннинского района Волгоградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в части непредоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений или увеличения количества мест в существующих муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории г. Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Новоаннинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2015 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья _____________ С.А. Денисов