Решение по делу № 2-642/2017 ~ 9-706/2017 от 17.10.2017

Дело № 2-642/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2017 года                         г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи     Вороновой В.М.,

при секретаре            Козыревой Н.С.,

с участием заместителя военного прокурора Вилючинского гарнизона – Терещенко Д.В.,

представителей третьего лица филиала ФГБУ «ЦЖКУ»     Ким С.С., Ким Е.В., представителя третьего лица в/ч 25030-15 Воронцова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Вилючинского гарнизона, поданному в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах Российской Федерации, к акционерному обществу «356 Управление начальника работ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива для котельных, расположенных в военном городке № 47 Вилючинского местного гарнизона,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Вилючинского гарнизона Новиков А.С., в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к акционерному обществу «356 Управление начальника работ» (далее АО «356 УНР», ответчик, теплоснабжающая организация), в котором, с учетом увеличения исковых требований (т. 1 л.д.211-212) окончательно просил суд:

- признать незаконным бездействие АО «356 УНР», связанное с непринятием мер по своевременному обеспечению котельных инв. №6 и инв. №23/3002 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) необходимыми запасами основного и резервного видов топлива;

- обязать АО «356 УНР» создать на котельной инв. №6 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) неснижаемый нормативный запас твердого топлива в количестве 93,5 тонн угля течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать АО «356 УНР» создать на котельной инв. №23/3002 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) неснижаемый нормативный запас твердого топлива в количестве 187 тонн угля в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать АО «356 УНР» создать на котельных инв. №6 и инв. №23/3002 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) нормативный эксплуатационный запас твердого топлива в общем количестве 742,5 тонн угля в течение 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проверки соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке тепло-энергетических объектов, обеспечивающих функционирование воинских частей гарнизона, к эксплуатации в отопительном зимнем периоде 2017-2018 гг., проведенной военной прокуратурой Вилючинского гарнизона по обращению заместителя командующего войсками Восточного военного округа по материально-техническому обеспечению, установлено, что на территории военного городка №47 Вилючинского местного гарнизона расположены котельные инв.№ 6 и инв.№ 23/3002, на которых используется в качестве топлива каменный уголь марки ДПК, при этом данные котельные предназначены для отопления в зимний период объектов войсковой части 25030-15, деятельность которой направлена на обеспечение и поддержание должной боеготовности соединений и частей Подводных Сил Тихоокеанского флота. Котельные инв.№ 6 и инв.№ 23/3002 в соответствии с передаточным актом, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ начальником расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ, были переданы в собственность ответчику. 01 августа 2017 года между АО «356УНР» и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление МО РФ» был заключен государственный контракт №ГК/2017/6-2, на основании которого ответчик обязан предоставлять тепловую энергию и теплоноситель, и (или) горячую воду в установленном контрактом объеме по каждой указанной в контракте точке поставки, в том числе – на объекты войсковой части 25030-15, которые присоединены к тепловым сетям указанных котельных. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 3, п.8 ч.5 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правила технической эксплуатации энергоустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115, Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, установленный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2010 года № 377, а также на пункты 4.1, 4.4, 5.1.1 указанного Государственного контракта, истец полагал, что АО «356 УНР», являясь теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей котельные инв.№6 и инв.№23/3002, обязано обеспечить наличие в эксплуатируемых котельных неснижаемого нормативного и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Однако проведенной поверкой установлено, что по состоянию на 21 сентября 2017 года, как нормативный эксплуатационный запас топлива (далее НЭЗТ), так и неснижаемый нормативный запас топлива (далее ННЗТ), способный обеспечить бесперебойную работу котельных в течение 17 суток, необходимых для доставки топлива и погрузочно-разгрузочных работ, на прикотельных площадках отсутствует. Полагал, что указанные обстоятельства создают предпосылки к срыву отопительного сезона 2017-2018 гг. и прекращению подачи тепловой энергии на объекты в/ч 25030-15, что в свою очередь повлечет за собой недопустимое снижение боеготовности частей и соединений Подводных Сил Тихоокеанского флота, угрозу возникновения чрезвычайных происшествий техногенного характера в результате нарушения температурного режима при хранении и обслуживании названной войсковой частью изделий военного назначения, в том числе баллистических и крылатых ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов. Прекращение теплоснабжения объектов войсковой части 25030-15 повлечет нарушение установленных законом нормативных требований к санитарно-бытовым условиям размещения личного состава войсковой части, возникновение угрозы жизни и здоровью военнослужащих. Таким образом, полагал, что бездействие ответчика, способное повлечь ограничение или прекращение поставки тепловой энергии на объекты войсковой части 25030-15, создает предпосылки к причинению не допустимого ущерба интересам Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

В судебном заседании заместитель военного прокурора Вилючинского гарнизона Терещенко Д.В., заявленные требования с учетом их уточнения и увеличения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что, на день рассмотрения дела судом наличие на указанных в иске котельных НЭЗТ и ННЗТ ответчиком не обеспечено. На начало отопительного сезона 2017-2018 гг., который начался согласно приказа командира в/ч 25030-15 с 02 октября 2017 года, топливо на котельных инв.№ 6 и инв.№ 23 практически отсутствовало, имелся в наличии только небольшой остаток с прошлого отопительного сезона, которого хватило на то, чтобы провести контрольные топки, в дальнейшем котельные работают на «подвозе», топливо завозится ответчиком машинами, что делается не регулярно, определенного графика нет. До настоящего времени наличие на котельных ННЗТ ответчиком не обеспечено, также как в течении всего прошедшего с 02 октября 2017 года отопительного периода 2017-2018 гг. не было обеспечено наличие НЭЗТ, что нарушает права РФ и неопределенного круга лиц, так как может повлечь прекращение теплоснабжение объектов в/ч 25030-15, что в свою очередь создает предпосылки к причинению недопустимого ущерба интересам РФ в области обороны и безопасности государства, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц.

Ответчик АО «356 УНР», извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, мнения по иску не представил, возражений не высказал, об отложении рассмотрения дела, как и о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика АО «356УНР».

Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Представитель третьего лица Мирошникова С.Б. представила суду письменный отзыв на иск, согласно которому с требованиями военного прокурора согласна, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, указав, что Приказом МО РФ от 02 марта 2017 года №155 было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» (далее ФГБУ «ЦЖКУ»), основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. 01 августа 2017 года между ФГБУ «ЦЖКУ» и АО «356 УНР» был заключен государственный контракт №ГК/2017/6-2 на оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения при открытой и закрытой системах теплоснабжения, в том числе объектов в/ч 25030-15, подключенных к тепловым сетям котельных инв.№6 и инв.№ 23/3002, однако, ответчик свои обязательства в рамках указанного Государственного контракта исполняет ненадлежащим образом. Полагала, что выявленное бездействие ответчика может привести к нарушению температурного режима в казарменно-жилищном фонде, возникновению аварийных ситуаций, выходу из строя оборудования без возможности использования резерва, остановке котельных на длительное время, размораживанию теплотрассы, вынужденной эвакуации населения, угрозе жизни и здоровья военнослужащих и жителей военного городска, нарушению боеготовности и невозможности выполнения боевых задач, созданию чрезвычайных ситуаций, гибели обслуживающего персонала котельной и даже экологической катастрофе.

Представители третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» Ким С.С. и Ким Е.В. в судебном заседании требования военного прокурора Вилючинского гарнизона, с учетом их уточнения и увеличения поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» Ким С.С. в судебном заседании пояснил, что Приказом МО РФ от 02 марта 2017 года №155 было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ФГБУ «ЦЖКУ»), основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе возложены функции по обеспечению объектов, подведомственных МО РФ, коммунальными услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения. Во исполнение своих целей деятельности за ФГБУ «ЦЖКУ» на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущественного комплекса (в том числе котельные и тепловые сети), необходимые для осуществления функций теплоснабжения в отношении военных объектов. Однако по ряду объектов МО РФ, в том числе военного городка №47 Вилючинского местного гарнизона, у Учреждения отсутствуют собственные источники тепловой энергии (теплогенерирующие объекты). Теплоснабжение объектов указанного военного городка осуществляется за счет эксплуатации котельных инв.№ 6 и инв.№ 23/3002, которые находятся во владении АО «356УНР, в связи с чем, 01 августа 2017 года между ФГБУ «ЦЖКУ» и АО «356 УНР» был заключен Государственный контракт №ГК/2017/6-2, предусматривающий поставку тепловой энергии и горячей воды на ряд военных объектов, в том числе расположенных в военном городке №47 Вилючинского местного гарнизона, а именно на объекты войсковой части 25030-15. Ссылаясь на положения п.11 ст.2, ч.1 ст.15, п.7 и п.8. ч.5 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, установленный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2010 года №377, а также положения указанного Государственного контракта, полагал, что ответчик, являясь теплоснабжающей организацией в отношении объектов в/ч 25030-15, обязан был создать на указанных в иске котельных на начало отопительного периода 2017-2018 гг., то есть на 01 октября 2017 года, как ННЗТ в количестве 280,5 тонн, что соответствует 17 суткам отопительного периода, который ответчик обязан поддерживать на протяжении всего отопительного сезона, так и НЭЗТ в количестве 742,5 тонн угля, что соответствует 45 суткам, а всего ответчик на начало отопительного периода обязан был создать на двух котельных общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) в количестве примерно 1023 тонн угля, что фактически ответчиком сделано не было. Дополнительно пояснили суду, что в эксплуатации у ответчика на территории Камчатского края находится всего 6 котельных, две из которых расположены в военном городке № 47 Вилючинского местного гарнизона. В предотопительный период ответчик действий направленных на обеспечение данных котельных топливом в необходимом объеме не предпринял, в связи с чем, фактически на момент начала отопительного сезона 2017-2018 гг. у ответчика топливо на указанных котельных отсутствовало. Поскольку имелась угроза срыва отопительного сезона руководством ФГБУ «ЦЖКУ» и АО «ГУ ЖКХ» было принято решение о передаче ответчику в рамках взаимозачетов остатков топлива с прошлого отопительного сезона в количестве 1 438 тонн, которые были пропорционально распределены на все 6 котельных, в том числе на две котельные военного городка № 47, однако это не обеспечило наличие ННЗТ и НЭЗТ на котельных. В настоящее время данное топливо уже полностью ответчиком израсходовано, в связи с чем, в начале декабря 2017 года принято решение о продаже ответчику 2 400 тонн угля, однако поскольку документы еще надлежащим образом не оформлены, ответчику сейчас передается только 500 тонн угля, которые также распределяются на все 6 котельных. Пояснил, что из 2 400 тонн угля, планируемых к продаже, для котельной инв.№ 6 будет распределено 302 тонн, а на котельную № 23/3002 - 407 тонн, что с учетом ежедневного расхода, который в среднем при пиковой нагрузке составляет для двух котельных 16,5 тонн (5,5 тонн + 11 тонн), не обеспечит наличие на котельных ННЗТ и НЭЗТ. Пояснил, что завоз топлива на котельные осуществляется ответчиком машинами примерно раз в неделю, 15 декабря 2017 года ожидается завоз топлива, которое будет предоставлено из выделенных ответчику под гарантийное письмо 500 тонн, в каком объеме будет завезено топливо не известно, однако этот объем не будет соответствовать даже ННЗТ. Пояснил, что расчет ННЗТ и НЭЗТ для указанных в иске котельных произведен в соответствии с Порядком определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии и правилами их расчета, установленными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2010 года №377, другого расчета ответчиком не произведено и за утверждением таких нормативов ответчик в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края не обращался.

Представитель третьего лица в/ч 25039-15 Воронцов С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что сложившаяся ситуация с топливом на котельных, указанных в иске, является критической, на начало отопительного сезона 2017-2018 гг., на котельных топливо практически отсутствовало, в течении уже прошедшего отопительного периода уголь ответчиком завозится не регулярно, возникают ситуации когда фактически угля на котельных остается не более чем на сутки. Наличие ННЗТ и НЭЗТ на котельных инв.№ 6 и инв. № 23/3002 в этом отопительном периоде обеспечено не было, на 15 декабря 2017 года на котельной инв.№ 6 находится - 51 тонна угла, а на котельной инв.№ 23/3002 - 90 тонн угля, что не соответствует даже ННЗТ, при этом данный уголь ежедневно расходуется. Пояснил, что предоставляемые военному прокурору сводки по наличию топлива на указанных котельных содержат в себе информацию о фактически завезенном ответчиком топливе за весь отопительный период по нарастающей, при этом не учитывается ежедневный расход угля, в связи с чем, информация, предоставленная на 13 декабря 2017 года о количестве угля на котельной инв.№ 6 - 183,28 тонн, а на котельной инв.№ 23/3002 – 313,68 тонн свидетельствует об объеме угля всего завезенного ответчиком за прошедший отопительный период 2017-2018гг., а не о фактическом остатке топлива на котельных на 13 декабря 2017 года. Просил требования удовлетворить, указав, что нормативы расхода топлива, должны, по его мнению, рассчитываться для котельных военного городка № 47 на основании приказа Министра обороны РФ от 24 декабря 2015 года №825 «Об утверждении Норм и Методики нормирования расхода топлива на коммунально-бытовые нужды воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы и обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что АО «356 УНР» является действующим юридическим лицом, одним из видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1 л.д. 84-100).

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082 Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

На основании приказа Министра обороны РФ №155 от 02 марта 2017 года было создано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, для чего Учреждение осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения и т.д. (т. 1 л.д. 158-164 165-168).

В судебном заседании на основании совокупности исследованных доказательств установлено, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2009 года №204 котельные №6 и №23/3002, расположенные на территории военного городка №47 войсковой части 25030-15 в г. Вилючинске, и предназначенные для обеспечения тепловой энергией объектов, расположенных на территории указанной войсковой части, являются собственностью Российской Федерации и до настоящего времени находятся в пользовании ответчика АО «356 УНР» (т.1 л.д. 39, 40-41, 231, 235-236, 239, 245).

Как установлено в судебном заседании 01 августа 2017 года между АО «356 УНР» (теплоснабжающая организация, ТСО) и ФГБУ «ЦЖКУ» (Государственный заказчик (Потребитель) заключен государственный контракт теплоснабжения и горячего водоснабжения при открытой и закрытой системах теплоснабжения № ГК/2017/6-2 в рамках которого АО «356 УНР» принял на себя обязательство поставить (отпустить) Государственному заказчику (Потребителю) через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, и (или) горячую воду (в зависимости от типа системы теплоснабжения) в точки поставки на объекты, указанные в Приложении №1 в пределах установленных Государственному заказчику (Потребителю) лимитов бюджетных обязательств, Государственный заказчик (Потребитель) обязуется принять тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, и (или) горячую воду на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, действующим законодательством РФ и оплатить ее в порядке и в сроки в соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями, отраженными в приложениях к нему, а также выполнять иные обязательства, возложенные на Государственного заказчика (Потребителя) в соответствии с условиями настоящего контракта (п.2.1 Государственного контракта) (т. 1 л.д.119-147).

Согласно п.2.2. Государственного контракта точки поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) горячей воды определены в Актах разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленных между ТСО и Государственным заказчиком (Потребителем) по каждой точке поставки, которые являются неотъемлемой частью контракта (Приложение №3).

Из актов № 3-47-23/3002 и №3-47-6 разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющихся Приложениями № ? и № 3/5 к Государственному контракту №ГК/2017/6-2 следует, что местом исполнения ответчиком своих обязательств в рамках указанного Государственного контракта при эксплуатации котельных инв.№ 23/3002 инв.№ 6 является территория военного городска № 47 Вилючинского местного гарнизона, а именно теплоснабжение объектов в/ч 25030-15, расположенных в г. Вилючинске Камчатского края (т. 1 л.д.135 оборот - 138).

Приложением №6 к Государственному контракту установлен перечень точек учета и узлов (приборов учета тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) горячей воды у ТСО, в который входят, в том числе, котельные инв.№6 и инв.№23/3002, расположенные в военном городке №47 г. Вилючинск Камчатский край.

К правоотношениям, возникающим между ФГБУ «ЦЖКУ» и АО «356 УНР» в связи с исполнением указанного контракта, необходимо применять положения законодательства о поставках товаров для государственных нужд, Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения, ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении).

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии с п. 11 ст. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно п.п. 8, 17 ст. 2 Закона о теплоснабжении, надежное теплоснабжение - это характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность обеспечения потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1, ч.ч. 2, 4, 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, муниципальные образования и теплоснабжающие организации подлежат проверке к отопительному периоду. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления городских округов. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Подпунктом 8 п. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении установлено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, в числе прочего, обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно п.п. 4.1.1, 6.2.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 (далее - Правила технической эксплуатации № 115), эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. При эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. При подготовке к отопительному периоду энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Таким образом, из анализа указанных выше норм права следует, что обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива возложена непосредственно на теплоснабжающую организацию, которой в рассматриваемой случае согласно условий заключенного Государственного контракта № ГК/2017/6-2 от 01 августа 2017 года является АО «356 УНР», которое при подготовке к отопительному периоду 2017-2018 гг. в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей должно обеспечить наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о теплоснабжении, Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок определения нормативов запасов топлива № 377).

В силу п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее-ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, определяется, в том числе, с учетом необходимости обеспечения работы отопительных котельных в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ и восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций (п.п.3,4,9 Порядка определения нормативов запасов топлива).

Согласно п. 11 Порядка определения нормативов запасов топлива № 377 НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (п. 12 Порядка).

В силу п. 13 указанного Порядка расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

Согласно п. 21 Порядка определения нормативов запасов топлива № 377 для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, который по твердому топливу составляет запас на 45 суток.

Содержание пунктов 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377, свидетельствует о том, что наличие нормативного эксплуатационного запаса в размере 45-суточного расхода топлива должно обеспечиваться теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 октября планируемого года.

В свою очередь наличие ННЗТ должно быть обеспечено теплоснабжающей организацией в течении всего отопительного периода.

Исходя из указанного, нормативный запас топлива должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим

бесперебойную работу котельных.

Проведенной военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проверкой по обращению заместителя командующего войсками Восточного военного округа было установлено, что по состоянию на 21 сентября 2017 года ответчик не обеспечил наличие на прикотельных площадках нормативного запаса топлива (как эксплуатационного, так и неснижаемого), что подтверждается представленными суду копиями материалов проверки (т. 1 л.д. 11-44, 70-83), при этом согласно сообщения генерального директора АО «356УНР» Быкова В.Н. (т.1 л.д.37) указанные в иске котельные оборудованы водонагревательными котлами, которые работают на твердом топливе (уголь), потребность в угле по котельной инв.№ 6 военного городска № 47 составляет 900 тонн в год, а котельной инв.№ 23/3002 – 1800 тонн в год, при проведении отопительного сезона 2017-2018 гг. Общество планировало использовать уголь, предоставленный АО «ГУ ЖКХ». В свою очередь из акта осмотра теплоэнергетических объектов – котельной инв.№ 6 и котельной инв.№ 23/3002 от 21 сентября 2017 года, а также сообщения начальника отделения Гостехнадзора от 25 сентября 2017 года № 185/ГТН (т. 1 л.д. 70-74) следует, что топливо (уголь) на указанных котельных на 21 сентября 2017 года в необходимых объемах отсутствует, в наличии фактически имеется 35 тонн угля, оставшегося с отопительного периода 2016-2017 гг., качество которого не подтверждено.

Согласно сведений представленных командиром в/ч 25030-15 по запросу военной прокуратуры Вилючинского гарнизона необходимый объем топлива для прохождения отопительного сезона на котельной инв.№6 составляет 900 тонн угля, а на котельной №23/3002 – 1800 тонн, в свою очередь по состоянию на 10 августа 2017 года, 17 августа 2017 года, 24 августа 2017 года, 31 августа 2017 года, 07 сентября 2017 года, 14 сентября 2017 года (т. 1 л.д. 19-24) на указанных котельных фактический запас топлива отсутствует. В журналах учета движения топлива котельных инв.№6 и инв.№23/3002 военного городка №47 какие-либо сведения о поступлении топлива, его расходовании и остатках не отражены (т. 1 л.д. 78-80, 81-83).

По состоянию на 15 ноября 2017 года войсковой частью представлены сведения, что на котельной инв.№6 имеется топливо в объеме - 86,89 тонн, а на котельной инв.№23/3002 - 141,09 тонн (т.1 л.д. 148-149), по состоянию на 13 декабря 2017 года на котельной инв.№6 имеется топливо в объеме - 183,28 тонн, а на котельной инв.№23/3002 – 313,68 тонн (т.2 л.д. 3), при этом представитель войсковой части Воронцов пояснил, что данные сведения им представлены командованию без учета ежедневного расхода топлива, то есть по нарастающей, исходя из производимого ответчиком завоза топлива всего за весь прошедший отопительный период 2017-2018 года, который в военном городке согласно приказа командира в/ч 25030-15 начался 02 октября 2017 года.

В судебном заседании на основании пояснений представителя войсковой части и представителя ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ», установлено, что на 15 декабря 2017 года на котельной инв.№ 6 фактически находится 51 тонна угля, а на котельной инв.23/3002 – 90 тонн угля, при этом на указанную дату планируется завоз топлива на данные котельные, но в каком объеме им не известно.

Из представленных со стороны ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» документов (т. 2 л.д.15-66), в совокупности с документами, представленными в/ч 25030-15 (т. 2 л.д.67-70) следует, что на основании распоряжений АО «ГУ ЖКХ» в связи с предстоящим заключением договора купли-продажи топлива, ответчику в декабре 2017 года передано 500 тонн, всего планируется к продаже 2400 тонн угля, из которых 302 тонны подлежат распределению на котельную инв. № 6, а 407 тонн на котельную инв.№ 23/3002, при этом из указанных объемов на котельную инв.№ 6 на 14 декабря 2017 года уже было завезено 53,13 тонн угля, а на котельную 23/3002 – 90,81 тонн угля, данные объемы топлива согласно пояснений представителя в/ч 25030-15 сразу же идут в расход, поскольку иного топлива на котельных не имеется.

В судебном заседании также установлено, что паспорта готовности указанных котельных к отопительному сезону, которые бы могли свидетельствовать о том, что на начало отопительного периода 2017-2018гг. наличие ННЗТ и НЭЗТ ответчиком на котельных было обеспечено, фактически не выдавали и не оформлялись, котельные готовыми к отопительному сезону 2017-2018 гг. не признавались (т. 1 л.д. 249-254).

Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что на начало отопительного сезона 2017-2018 гг. ответчиком наличие на котельных инв.№ 6 и инв.№ 23/3002 необходимого запаса основного и резервного топлива обеспечено не было, как нормативный неснижаемый запас топлива, так и нормативный эксплуатационный запас топлива на указанных котельных отсутствовал.

Доказательств опровергающих вышеизложенные обстоятельства ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о теплоснабжении установление нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о теплоснабжении утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 3.2 Административного регламента предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии основанием для начала административного действия является поступление в Министерство заявления о предоставлении государственной услуги. Таким образом, данная государственная услуга носит заявительный характер.

Как установлено в судебном заседании Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края норматив запасов топлива на источниках тепловой энергии (котельная инв.№ 6 и инв. № 23/3002) для АО «356УНР» на отопительный период 2017-2018 гг не утверждался.

Истцом и третьим лицом ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» (т. 1 л.д. 153-157, 247-248) в соответствии с требованиями Порядка определения нормативов запасов топлива № 377 произведен расчет ННЗТ и НЭЗТ для указанных в иске котельных, из которых следует, что ННЗТ на данных котельных, с учетом их территориальной расположенности, должен обеспечить их работу в течении 17 суток, при этом среднесуточный расход топлива при пиковой нагрузке на котельной инв.№ 6 составляет 5,5 тонн, а на котельной инв. № 23/3002 – 11 тонн, таким образом, для котельной инв.№ 6: ННЗТ составил 17 х 5,5 = 93,5 тонн; НЭЗТ 45 х 5,5 = 247,5 тонн, а для котельной инв.№ 23/3002: ННЗТ 17 х 11 = 187 тонн; НЭЗТ 45 х 11 = 495 тонн.

Оснований не согласиться с данными расчетами у суда не имеется, иных расчетов нормативных запасов топлива для указанных котельных со стороны ответчика суду не представлено.

Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено, что ответчиком АО «356 УНР» обязанность по принятию мер к качественной подготовке к отопительному сезону 2017-2018 гг., в части обеспечения нормативного запаса топлива на котельных инв.№ 6 и инв.№ 23/3002 не исполнена, сведений о принятии ответчиком надлежащих мер по организации теплоснабжения объектов Минобороны России, расположенных в военном городке № 47 Вилючинского местного гарнизона в материалах дела не имеется, ответчиком как на момент начала отопительного периода, так и до настоящего времени не обеспечено наличие на указанных в иске котельных как ННЗТ, так и НЭЗТ, то есть ответчик надлежащим образом не выполнил свои обязанности теплоснабжающей организации по своевременному принятию мер к обеспечению наличия на котельных необходимых запасов топлива, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права и интересы РФ, а также неопределенного круга лиц.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования военного прокурора Вилючинского гарнизона к АО «356 УНР» о признании бездействия по созданию необходимыми запасами основного и резервного топлива, а также о возложении на ответчика обязанности создать на котельных инв. №6 и инв. №23/3002 военного городка №47 неснижаемый нормативный запас твердого топлива, а также нормативный эксплуатационный запас твердого топлива для обеих котельных, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя третьего лица в/ч 25030-15 о необходимости расчета ННЗТ и НЭЗТ в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 24 декабря 2015 года №825 «Об утверждении Норм и Методики нормирования расхода топлива на коммунально-бытовые нужды воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», суд находит не состоятельными, поскольку данный документ порядок расчета нормативного запаса топлива не устанавливает, а фактически предназначен для расчета норм расходов топлива на коммунально-бытовые нужды воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Поскольку исковые требования военного прокурора, освобожденного от уплаты государственной пошлины, удовлетворены, то на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход местно бюджета в размере 300 рублей, исходя из того, что все заявленные требования взаимосвязаны между собой.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора Вилючинского гарнизона к акционерному обществу «356 Управление начальника работ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива для котельных, расположенных в военном городке № 47 Вилючинского местного гарнизона, – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие акционерного общества «356 Управление начальника работ», связанное с непринятием мер по своевременному обеспечению котельных инв. №6 и инв. №23/3002 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) необходимыми запасами основного и резервного топлива.

Обязать акционерное общество «356 Управление начальника работ» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу создать неснижаемый нормативный запас топлива: на котельной инв. №6 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) в объеме - 93,5 тонн угля; на котельной инв. №23/3002 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) в объеме - 187 тонн угля.

Обязать акционерное общество «356 Управление начальника работ» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу создать нормативный эксплуатационный запас твердого топлива: на котельной инв. №6 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) – 247,5 тонн угля; на котельной инв. №23/3002 военного городка №47 (Камчатский край, г. Вилючинск) – 495 тонн угля, а всего в общем количестве на двух котельных - 742,5 тонн угля.

Взыскать с акционерного общества «356 Управление начальника работ» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2017 года.

Судья                     подпись В.М. Воронова

2-642/2017 ~ 9-706/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Терещенко Денис Викторович
военная прокуратура Вилючинского гарнизона
Ответчики
АО "356 Управление начальника работ"
Другие
Воронцов С.А.
Министерство обороны Российской Федерации
Ким Е.В.
Арсенал 703 центра МТО (войсковая часть 25030-15)
Ким С.С.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны России»
Суд
Вилючинский городской суд
Судья
Воронова Виктория Михайловна
17.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2017[И] Передача материалов судье
20.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2017[И] Судебное заседание
15.12.2017[И] Судебное заседание
20.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее