Дело [суммы изъяты]а-3005/2018
Решение
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Долматовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя истца Афтентьева Е. - ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на пять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Афтентьева Евгения об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования города Новый Уренгой,
установил:
Административный истец Афтентьев Е. обратился с иском к призывной комиссии муниципального образования город Новый Уренгой, Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа, Военному комиссариату города Новый Уренгой о признании незаконным бездействия Военного комиссара города Новый Уренгой, выраженного в непринятии мер по оповещению (своевременному оповещению) Афтентьева Е. как лица, приобретшего гражданство Российской Федерации, о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учёт и призывом на военную службу, признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по выдаче военного билета
В обоснование указано, что Афтентьев Е. с рождения и до ДД.ММ.ГГГГ являлся гражданином Республики <данные изъяты>. 14 июня 2017 года Афтентьеву Е. выдан паспорт гражданина Российской Федерации в связи с приобретением гражданства. С 19 июля 2017 года Афтентьев Е. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В июне 2018 года в связи с требованием работодателя он обратился в Военный комиссариат города Новый Уренгой по вопросу обмена военного билета. ДД.ММ.ГГГГ Афтентьев Е. поставлен на воинский учёт в Военном комиссариата города Новый Уренгой. Решением призывной комиссии города Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ Афтентьев Е. признан необоснованно не прошедшим военную службу по призыву. Истец полагает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права, поскольку в результате бездействия Военного комиссариата города Новый Уренгой, выразившегося в непринятии мер по извещению его о необходимости явки в Военный комиссариат для постановки на учёт, он не был зачислен в запас Вооружённых сил Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец участия не принимал, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, с участием его представителя ФИО5, на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, на удовлетворении административного иска настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков военный комиссар г. Новый Уренгой Никифоров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В письменных возражениях на иск военный комиссар г. Новый Уренгой Никифоров А.А. иск Афтентьева Е. не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что Афтентьев Е. состоял на воинском учёте в военном комиссариате города Новый Уренгой с 18 июня 2018 года. 14 июня 2017 года Афтентьев Е. получил паспорт гражданина Российской Федерации и подлежал призыву на военную службу. Однако с момента приобретения гражданства Российской Федерации и до 18 июня 2018 года Афтентьев Е. на воинский учёт не встал, на мероприятия, связанные с призывом, не являлся. Свои обязанности по предоставлению сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования не выполнял. 27 июля 2018 года Афтентьев Е. был рассмотрен на заседании призывной комиссии муниципального образования города Новый Уренгой, с разрешением вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Заключение призывной комиссии было принято большинством голосов, члены призывной комиссии проголосовали единогласно, о чем в тот же день была осуществлена запись в протоколе заседания призывной комиссии, протокол был подписан председателем призывной комиссии и членами комиссии. Основания для признания указанного решения призывной комиссии незаконным, отсутствуют.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе, воинский учет; призыв на военную службу.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В п.34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 (с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2014 г. N 465"О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации"), предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о зачислении в запас.
Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", зачислению в запас подлежат различные категории граждан, в том числе: пп. 7 - не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", первоначальная постановка на воинский учет лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Таким образом, иностранный гражданин или лицо, не имеющее гражданства, приобретая гражданство Российской Федерации, одновременно получают не только соответствующие права как гражданин России, но и определенные обязанности, установленные Российским законодательством, в том числе и воинскую обязанность, как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества.
Установлено, что Афтентьев Е., ранее являясь гражданином Республики <данные изъяты>, приказом Командующего ВЦМ <данные изъяты> [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в резерв вооружённых сил Республики <данные изъяты> как окончивший военную кафедру Технического университета <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что 14 июня 2017 года Афтентьев Е. приобрел гражданство Российской Федерации, ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации, с 19 июля 2017 года он был зарегистрирован по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>.
В силу пп. «г» ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", от призыва на военную службу освобождаются граждане: прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. С Республикой Молдова такой договор не заключался.
Таким образом, Афтентьев Е., приобретя гражданство Российской Федерации, и проживая на ее территории, являясь до 26 июля 2018 года гражданином мужского пола, призывного возраста, был обязан встать на воинский учет в установленный законом срок и пройти военную службу на территории Российской Федерации, и мог быть призван на военную службу в период призыва с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года до достижения возраста 27 лет.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В период с 01 октября по 31 декабря 2017 года в Ямало-Ненецком автономном округе осуществлялся призыв на военную службу граждан Российской Федерации в соответствии с распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 199-р от 22 августа 2017 года "Об организации призыва в Ямало-Ненецком автономном округе граждан Российской Федерации 1990-1999 годов рождения на военную службу в октябре-декабре 2017 года".
Установлено, что 26 июля 2018 года Афтентьев Е. достиг возраста 27 лет.
Как следует из личного дела призывника Афтентьева Е., последний принят на воинский учет отделом военного комиссариата города Новый Уренгой ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания мероприятий по призыву.
Вместе с тем, обязанность встать на воинский учет возникла у Афтентьева Е. в двухнедельный срок после приобретения гражданства Российской Федерации. Однако данную обязанность Афтентьев Е. не исполнил.
Согласно личному делу призывника Афтентьева Е., решением призывной комиссии муниципального образования город Новый Уренгой, он на основании п.1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признан не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, категория годности "А", зачислен в запас.
Согласно выписке из протокола [суммы изъяты]/У от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия приняла решение в соответствии с п. п.1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признать не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислить в запас, за что члены комиссии в составе 7 человек проголосовали единогласно.
Рассматривая заявленные требования, суд руководствуется нормами, изложенными в части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, из анализа которых следует, что заключение выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 1 января 2014 года, при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Следовательно, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу является факт того, являлся ли Афтентьев Е. лицом, не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований после 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Афтентьев Е., как гражданин Российской Федерации, после приобретения гражданства в двухнедельный срок был обязан встать на воинский учет по месту своего жительства. Данную обязанность в установленный срок не осуществил. Военную службу на территории Российской Федерации не прошел, хотя в случае исполнения его гражданской обязанности по постановке на воинский учет мог быть призван на военную службу в период призывной компании с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, до достижения им возраста 27 лет. Кроме того, Афтентьев Е. не отнесен к числу граждан не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях.
Так, к числу граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 27-летнего возраста, не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях, согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" относятся: граждане, освобожденные от призыва на военную службу: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; граждане, воспользовавшиеся правом на освобождение от призыва на военную службу: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; граждане, не призванные на военную службу в связи с производством в отношении их дознания либо предварительного следствия или в связи с передачей в суд уголовного дела в отношении их; граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья; граждане, не призванные на военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.
Все остальные граждане, не относящиеся к перечисленным выше категориям, с 1 января 2014 года официально именуются «гражданами, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».
При этом, суд учитывает, что вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу решается призывной комиссией после постановки гражданина на учёт в военном комиссариате.
Довод представителя административного истца о том, что несвоевременная постановка Афтентьева Е. на воинский учёт явилась следствием бездействия отдела военного комиссариата по муниципальному образованию город Новый Уренгой противоречит положениям ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как это указано выше.
Кроме того, в соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет в свою очередь влечет для граждан административную ответственность, предусмотренную ст. 21.5 КоАП РФ.
Довод представителя административного истца о том, что нарушена процедура призыва на военную службу, поскольку ему не высылались повестки, является несостоятельным и основанным на неправильном толковании норм материального права, поскольку Афтентьев Е. в установленный срок не встал на воинский учет, хотя обязан был на нем состоять, тем самым не исполнил свою обязанность, установленную законом. В то время как мероприятия по призыву на военную службу путем вручения повесток о вызове военкомат могли быть осуществлены после постановки на воинский учёт.
При этом суд исходит из того, что законом какая-либо обязанность военкомата осуществлять розыск граждан и вручать им повестки под расписку с целью постановки их на воинский учет, не предусмотрена. Напротив, именно на гражданина Российской Федерации возложена обязанность состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате и явиться в военкомат по месту жительства, для постановки на воинский учет после приобретения Российского гражданства.
Обращение Афтентьева Е. и его явка в органы воинского учета с нарушением установленного законом срока, после осуществления призыва не могут свидетельствовать об исполнении им обязанностей в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что призывная комиссия муниципального образования города Новый Уренгой обоснованно сделала вывод о том, что Афтентьев Е. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку он, являясь лицом призывного возраста, после приобретения гражданства Российской Федерации, не исполнил обязанность по постановке на воинский учет, в связи с чем, не был призван на военную службу, хотя был обязан состоять на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Вопреки доводам представителя административного истца, оспариваемые действия призывной комиссии являются законными, поскольку осуществлены в соответствии с частью 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ, в соответствии с ее компетенцией, которая, применительно к данному спору, установлена в разделе III упомянутого выше Положения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Афтентьев Е. до достижения 27-летнего возраста не проходил военную службу не имея на то законных оснований, ни к одной категории граждан, которые в силу п. п. 1 и 2, п. п. «в» п. 3, п. 4, ст. 23 и ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» признаются не прошедшими военную службу по призыву на законных основаниях, он не относится. Ответчиком не допущено нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопрос о воинской обязанности и военной службе, повлекших непрохождение Афтентьевым Е. военной службы по призыву, поэтому, требования истца о признании бездействия военного комиссариата муниципального образования города Новый Уренгой, а также о признании незаконным решения призывной комиссии МО г. Новый Уренгой от 27 июля 2018 года в части признания Афтентьева Е. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, удовлетворению не подлежат.
Также не подлежит удовлетворению и требование Афтентьева Е. о возложении обязанности выдать военный билет, поскольку гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии вместо военного билета выдается справка, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2014 N 34099). Справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Оснований для возложения обязанности на ответчика выдать Афтентьеву Е. военный билет в данном случае не имеется.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ [░░░░░ ░░░░░░]░-3005/2018 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░░░4