Дело № 2-128/2014
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации«30» декабря 2014 года город Новосиль.
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - судьи Авдониной И. Н.,
при секретаре судебного заседания Бабкиной Е. В.,
с участием представителя истца Юрова Е. В., действующего от имени и в интересах Администрации Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по исковому заявлению Администрации Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, о признании права собственности на земельные доли,
установил:
Администрация Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области, обратилась с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, с требованиями: признать право муниципальной собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, собственниками которых являются умершие граждане: А., Б., В., Г., Д., Е., Ж., З., И., К., Л., М., Н., О., П., Р., С., Т., У., Ф., Х., Ц., Ч., Ш., Щ., Э., Ю..
Исковые требования мотивированы следующим.
На основании Постановления Администрации Новосильского района № от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён список лиц в количестве <данные изъяты> человек, наделяемых земельными долями площадью <данные изъяты> га каждая из земель КДП <данные изъяты>. В настоящее время КДП <данные изъяты> ликвидировано. В период с 24 июня 1992 года по 15 мая 2013 года лица, наделенные земельной долей лица, имели возможность свободно распорядиться ею, согласно своему волеизъявлению и в соответствии с действующим законодательством. В указанный период времени получили земельный пай, но поименованные граждане умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В соответствии с п. 2 ст. 12.1 Закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решения органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с п. 3 ст. 12.1 Закона Администрацией Хворостянского сельского поселения Новосильского района (далее Администрация), на территории которой располагается земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, принадлежавший КДП <данные изъяты>, составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 Закона и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 Закона (далее - список невостребованных земельных долей). В целях формирования списка невостребованных земельных долей администрацией получен архивный экземпляр Постановления администрации Новосильского района № от ДД.ММ.ГГГГ с предлагающимися к нему списками членов КДП <данные изъяты>, имеющих право на земельную долю данного кооператива. Кроме того, получены выписка из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., а также выписка из единого государственного реестра прав (далее ЕГРП) на данный земельный участок.
В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Закона Администрацией опубликован список невостребованных земельных долей в газете «Орловская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный список размещен был также на информационных щитах, расположенных на территории Хворостянского сельского поселения. Указанные списки не размещались на официальном сайте Администрации Хворостянского поселения в связи с его отсутствием.
Назначенное на ДД.ММ.ГГГГ общее собрание собственников данного земельного участка не состоялось по причине отсутствия кворума. Поскольку со дня публикации списка невостребованных земельных долей прошло более четырех месяцев, администрация, воспользовавшись правом, предусмотренным п. 7 ст. 12.1 Закона, утвердила ДД.ММ.ГГГГ данный список самостоятельно. От даты утверждения списка невостребованных земельных долей земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Руководствуясь изложенным и действуя в соответствии с п.п. 1, 2 и 8 ст. 12.1 Федерального закона от «24» июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец - Администрация Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В предварительном судебном заседании по делу от 18.12.2014 года от представителя истца поступил отказ от исковых требований в части земельных долей, собственниками которых указаны граждане: Б., Е., Ж., И., Л., М., С., Т. В.П., У., Х., Ч., а также уточнения к исковым требованиям в письменном виде, в которых представитель истца уточнил требования в части количества земельных долей, в сторону уменьшения, указав следующих лиц: А., В., Г., Д., З., К., Н., О., П., Р., Ф., Ц., Ш., Щ., Э., Ю., в остальном требования не изменены.
Определением Новосильского районного суда Орловской области от 18.12.2014 года производство по делу по исковому заявлению представителя Администрации Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области по доверенности Юрова Е.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании права муниципальной собственности на земельные доли, собственниками которых являются Б., Е., Ж., И., Л., М., С., Т. В.П., У., Х., Ч. прекращено в связи с отказом представителя истца от иска.
В судебном заседании представитель истца Юров Е.В., с учётом представленных ранее уточнений, поддержал исковые требования и просил суд признать право муниципальной собственности на земельные доли, всего <данные изъяты> долей по <данные изъяты> га или <данные изъяты> кв. м. каждая, общей площадью <данные изъяты> кв. м. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Орловская область, Новосильский район, КДП <данные изъяты>, собственниками которых являются умершие граждане А., В., Г., Д., З., К., Н., О., П., Р., Ф., Ц., Ш., Щ., Э., Ю..
Ответчик МИ ФНС РФ №5 по Орловской области в судебное заседание о времени и месте которого извещён, своего представителя не направил, ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, не возражая против исковых требований, о чём представил в суд письменное заявление.
Соответчик Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ТУ Росимущества в Орловской области) о времени и месте судебного заседания извещён, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на исковые требования соответчик просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области У.А. о времени и месте судебного заседания извещён, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на исковые требования суду не представлено.
Неявка в суд представителей ответчиков МИ ФНС №5 по Орловской области, ТУ Росимущества в Орловской области, представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области при изложенных выше обстоятельствах, в силу частей 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, проверив доводы заявленных исковых требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 04 сентября 1992 года № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятыми на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закреплённые ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан – членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путём выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как видно из материалов дела, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, находящийся в общей долевой собственности, расположен по адресу: Орловская область, Новосильский район, СПК <данные изъяты> (л.д. 31-33).
На основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» № 1767 от 17.10.1993 года, главой Администрации Новосильского района Орловской области было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении списка граждан имеющих право на получение в собственность бесплатно земельной доли в КДП <данные изъяты>, в соответствии с которым утверждена усреднённая земельная доля в КДП <данные изъяты>, передаваемая бесплатно в долевую собственность граждан, общей площадью <данные изъяты> га сельскохозяйственных угодий, из них пашни <данные изъяты> га. Постановлением одновременно был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями, всего <данные изъяты> человек, с определением доли каждого собственника – <данные изъяты> га.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного Закона № 101-ФЗ предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Положениями пункта 2 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с пунктами 3, 4 указанной статьи Закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает на своём официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Исходя из анализа пунктов 5 - 7 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ следует, что в случае, если никто не обратился в орган местного самоуправления поселения с письменными возражениями или общим собранием участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка, не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из части 8 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ следует, что орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
Статья 12.1 Закона № 101-ФЗ не подразумевает образование участка в счёт невостребованных долей для подачи иска в суд, так как признание права муниципальной собственности происходит на земельные доли, сделки с которыми в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона совершаются без выделения земельного участка в счёт земельной доли. Закон также предоставляет право органу местного самоуправления в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю продать её (без выделения в участок) сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Проверяя соблюдение положений Закона № 101-ФЗ, определяющих ряд обстоятельств, наличие которых необходимо для решения вопроса о придании земельным долям статуса невостребованных, а также дальнейших действий по распоряжению ими, судом установлено следующее.
Администрацией Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области был составлен список невостребованных земельных долей КДП <данные изъяты>, включавший <данные изъяты> граждан (л.д. 21-23). Список невостребованных земельных долей бывшего сельскохозяйственного предприятия КДП <данные изъяты> был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в газете «Орловская правда» № (л.д. 19-20). Кроме того, список невостребованных земельных долей был размещён на информационных щитах, расположенных на территории Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области.
Администрация Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области опубликовала объявление в газете "Орловская правда" № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении общего собрания участников общей долевой собственности КДП <данные изъяты> в целях утверждения списка невостребованных земельных долей, избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии общего собрания собственников земельного участка (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ собрание участников долевой собственности не было проведено по причине отсутствия кворума (л.д. 25). Возражений от иных участников долевой собственности на спорный земельный участок в течение месяца с момента публикации не поступило. Главой Администрации Хворостянского сельского поселения список <данные изъяты> невостребованных земельных долей сельскохозяйственного предприятия СПК <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был утверждён самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ) (л.д. 26-30).
Таким образом, предусмотренный вышеуказанным законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных был соблюдён.
В ходе разрешения требований по существу, судом была проведена проверка субъективного состава заявленных собственников невостребованных земельных долей: было определено, кто таковыми являются, не утратили ли собственники своего права, не распорядились ли своим имуществом, являющимся предметом спора, имеются ли основания для признания права собственности на данное имущество за муниципальным образованием.
Определяя круг собственников земельных долей, отнесенных к невостребованным, суд исходил из того, что при распределении земельных долей из принадлежавших КДП <данные изъяты> Новосильского района Орловской области, постановлением администрации Новосильского района № от «24» июня 1992 года были утверждены списки граждан, имеющих право на получение в собственность бесплатно земельной доли в КДП <данные изъяты>. Таким образом, право собственности граждан на спорные земельные доли возникло именно с указанной даты, откуда и идёт отсчёт срока, предоставленного Законом, для распоряжения имуществом участниками долевой собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения.
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от «19» декабря 2014 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, право собственности на земельные доли, принадлежащие А., В., Г., Д., З., К., Н., О., П., Р., Ф., Ц., Ш., Щ., Э., Ю., не зарегистрировано (л.д. 98-124).
Судом установлено, что граждане – А., В., Г., Д., З., К., Н., О., П., Р., Ф., Ц., Ш., Щ., Э., Ю., приобретшие право собственности на спорные земельные доли, при жизни, не распорядились принадлежащим им имуществом, умерли, после их смерти в наследство никто, в том числе ТУ Росимущества по Орловской области, не вступал (л.д. 93-94, 125-128), земельные доли указанных граждан обоснованно определены как невостребованные.
В соответствии с частью 2 статьи 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 года № 223-ФЗ).
Указанная норма не распространяет своё действие в части наследования, в данном случае сельским поселением, земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, которые могут относиться к иному выморочному имуществу, переходящему в порядке наследования в собственность Российской Федерации, от имени которой и действует ТУ Росимущества. В данном случае имеется и специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьёй 12.1 которого прямо предусмотрено право органов местного самоуправления обратиться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли.
На основании статьи 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трёх и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку имеются основания для признания права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие указанным лицам. Возможные обстоятельства неосведомлённости собственников о наличии у них права на земельные доли и не распоряжения ими, выводов суда не изменяют, поскольку положения Закона и сопряжённые с ними действия органов местного самоуправления, были закреплены нормативно, доступны и общеизвестны.
Возможные обстоятельства незнания наследниками о наличии в составе наследственной массы спорной земельной доли суд не находит значимыми для разрешения иска по существу, поскольку, как уже отражено выше, право на наследственное имущество возникло у наследников в силу части 4статьи 1152 ГК РФсо дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия. Отыскание такового есть обязанность именно наследников. Бездействие же наследников спорного имущества в данном случае приводит к ухудшению свойств земель специального назначения и требует действенных мер по устранению имеющихся обстоятельств.
Доводы ТУ Росимущества в Орловской области о том, что управление не является надлежащим ответчиком по делу со ссылкой на статью 1151 ГК РФ, несостоятельны, поскольку основаны на неверном применении норм действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С ДД.ММ.ГГГГ действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК РФ).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного Постановления Пленума ВС РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
По изложенным выше основаниям довод ТУ Росимущества в Орловской области о привлечении к участию в деле в качестве ненадлежащего ответчика, суд оставляет без внимания.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
С учетом изложенного заявленные исковые требования законны, поскольку имеются основания для признания права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие указанным лицам. Возможные обстоятельства неосведомленности собственников о наличии у них права на земельные доли и не распоряжения ими, выводов суда не изменяют, поскольку положения Закона и сопряжённые с ними действия органов местного самоуправления, были закреплены нормативно, доступны и общеизвестны.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования Администрации Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Хворостянского сельского поселения Новосильского района Орловской области на <данные изъяты> земельных долей <данные изъяты> га или <данные изъяты> кв. м каждая общей площадью <данные изъяты> кв. м. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, собственниками которых являются А., В., Г., Д., З., К., Н., О., П., Р., Ф., Ц., Ш., Щ., Э., Ю..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новосильский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
СУДЬЯ И. Н. Авдонина