Дело № 2 – 1235/14
Решение
Именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года г. Южно - Сахалинск
Южно – Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Князевой Д.А.,
при секретаре Гребенкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Данченко А.В. к Управлению МВД России по Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области об оспаривании решения должностного лица государственного органа, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Данченко А.В. обратился в суд с данным иском к УМВД России по Сахалинской области, указав, что является собственником автомобиля «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак №. В ДД.ММ.ГГГГ, в целях приведения своего транспортного средства в надлежащее состояние, с учетом значительного износа, истцом были приобретены и установлены на автомобиле бывшие в употреблении: двигатель, шасси, изменен цвет кабины.
В дальнейшем, Данченко А.В. было подано заявление в органы ГИБДД с целью регистрации внесенных изменений в конструкцию транспортного средства. Однако решением должностного лица государственного органа от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в удовлетворении его заявления. Полагая такой отказ незаконным, Данченко А.В. в своем иске просил суд: признать отказ должностного лица УМВД России по Сахалинской области, в совершении регистрационных действий, связанных с заменой номерных агрегатов, двигателя, шасси, цвета кабины транспортного средства «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак №, по основаниям, указанным в заключении на заявление Данченко А.В., незаконным; обязать УМВД России по Сахалинской области устранить допущенное нарушение закона, произвести регистрационные действия, связанные с заменой номерных агрегатов, двигателя, шасси, цвета кабины транспортного средства «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак №; взыскать с УМВД России по Сахалинской области компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
Судом к рассмотрению дела в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Его представитель Шикула В.Н. в судебном заседании, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель УМВД России по Сахалинской области и УФК по Сахалинской области в судебное заседание явились, с иском не согласны.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 151 названного Кодекса определено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из материалов дела следует, что Данченко А.В. является собственником автомобиля «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак №, ПТС №.
Данное транспортное средство зарегистрировано в установленном законом порядке в МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с данными Правилами, Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами
Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Корсаковским таможенным постом Данченко А.В. был оформлен паспорт № шасси транспортного средства «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, № с установленным двигателем №
Как указал Данченко А.В. в обоснование своих требований, данные агрегаты были установлены им с помощью привлеченных специалистов на автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, взамен пришедших в негодность вследствие естественного износа, также был изменен цвет базовой кабины (номер агрегата в ПТС отсутствует). После чего, истец обратился в МОТО и РЭР ГИБДД УМВД России по Сахалинской области с заявлением о регистрации внесенных изменений (замены шасси, двигателя, цвета кабины) в конструкцию транспортного средства, в связи с одновременной заменой агрегатов.
Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо органов ГИБДД отказал гражданину в совершении регистрационных действий по заявлению со ссылкой на п.6 распоряжения ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ УГИБДД УМВД России по Сахалинской области, в связи с необходимостью осуществления рассмотрения заявлений собственника о замене номерных агрегатов, отдельно в отношении каждого агрегата.
В ходе судебного разбирательства представитель УМВД России по Сахалинской области пояснил, что основанием к отказу в производстве регистрационных действий явилась невозможность идентификации транспортного средства после замены агрегатов с базовым автомобилем, то есть в результате произведенной установки приобретенных агрегатов владельцем фактически было создано новое транспортное средство, проведение регистрационных действий в отношении которого, невозможно.
По мнению представителя истца, такой отказ является незаконным, поскольку как таковая сборка нового транспортного средства не производилась, а был выполнен капитальный ремонт имеющегося транспортного средства с заменой агрегатов, пришедших в негодность вследствие естественного износа. При этом, с учетом замены старых агрегатов на другие, бывшие в употреблении, представления свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности не требуется.
Вместе с тем, суд не может признать данные доводы состоятельными, в силу следующего.
Согласно приказу УВД по Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ МОТО и РЭР ГИБДД при УВД по Сахалинской области является структурным подразделением УВД по Сахалинской области и находится в непосредственном подчинении Управления ГИБДД по Сахалинской области.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Так, в силу п. п. 1, 3, 4 ст. 15 указанного Федерального закона транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В свою очередь, обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе, к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним, возлагаются на Госавтоинспекцию (п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711).
Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденным приказом МВД РФ от 07 декабря 2000 года N 1240, определен порядок осуществления ГИБДД МВД РФ специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, данным приказом утвержден Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, который определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пунктом 14.1 Порядка предусмотрено, что для получения свидетельства (СКТС), представляющего собой документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдаваемый ГИБДД по результатам контроля за внесением изменений в его конструкцию, собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством; паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон); заявление и решение по нему; заключение (в случаях, предусмотренных п. 7); заявление-декларацию; диагностическую карту; заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия).
На основании представленных документов производится идентификация транспортного средства (п. 14.2 Порядка).
В силу п. 14.3 Порядка по результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство или отказывает в его выдаче.
Исходя из анализа п. 2 Наставления по техническому надзору ГИБДД МВД РФ, требований п. 3 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств и Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" следует, что при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство, то есть сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения, в целом сохраняется, и поэтому сохраняется возможность идентификации автомобиля с представленными на него документами.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, возможность идентификации автомобиля с представленными на него документами отсутствует, поскольку одновременно заменены все номерные узлы и агрегаты, а, следовательно, произведенные работы нельзя признать изменением конструкции транспортного средства в том правовом смысле, который предусмотрен действующим законодательством. Фактически после установки на автомобиль и двигателя, шасси, изменения цвета кабины, проверить сопоставимость которой с базовой невозможно, из-за отсутствия номера такого агрегата, было создан иной автомобиль, который не имеет никакой связи с базовым транспортным средством, регистрационные действия в отношении которого, по правилам, предусмотренным Приказом №, исключается.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605 определено, что государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
неисполнение владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности;
наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
Исходя из этого, суд признает отказ должностного лица государственного органа обоснованными и не усматривает основания для удовлетворения исковых требований Данченко А.В.
Одновременно, с учетом недоказанности доводов истца о неправомерности действий (решений) должностных лиц государственных органов, требования Данченко А.В. о компенсации морального вреда, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Данченко А.В. к Управлению МВД России по Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области об оспаривании решения должностного лица государственного органа, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме принято 18 февраля 2014 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева