Дело № 12-44/2015
Р Е Ш Е Н И Е
8 июля 2015 года г.Архангельск
Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Костылева Е.С., рассмотрев жалобу Кожина В.Н. на постановление врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску Демина А.В. от 30 апреля 2015 года № ****** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением врио заместителя начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску (далее - ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску) Демина А.В. Кожин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ****** рублей.
Кожин В.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы сослался на то, что транспортное средство ******, государственный регистрационный знак ******, которым он (заявитель) управлял, было зарегистрировано 4 июня 2009 года, в связи с чем в соответствии с Техническим регламентом О безопасности колесных транспортных средств №720 установка тахографа на эту машину не требовалась, поскольку указанные правила распространяются на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации с 23 января 2012 года.
Податель жалобы Кожин В.Н. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску Демин А.В. извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Проверив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Постановление врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску №****** в отношении Кожина В.Н. вынесено 30 апреля 2015 года, 13 мая 2015 года направлено в адрес подателя жалобы и 22 мая 2015 года последним получено.
Жалоба направлена Кожиным В.Н. в Исакогорский районный суд г.Архангельска 27 мая 2015 года посредством почтовой связи, т.е. в пределах предусмотренного законом срока обжалования, в связи с чем срок обжалования заявителем не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу требований статьи 2 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании» документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), является технический регламент.
Пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств предусмотрено, что настоящий Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств. К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего Технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств (пункт 2 данного Технического регламента).
Согласно пункту 8 (1) названного Технического регламента Транспортные средства категорий М2, МЗ, N2 и N3 осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 г.
В соответствии с Приложением №1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, к категории N 2 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн; к категории N 3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее - Порядок).
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 Порядка настоящий Порядок устанавливает процедуры оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ, N 2 и N 3, находящихся в эксплуатации и осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов (далее - транспортные средства), техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (далее - контрольное устройство); он применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 указанного Порядка оснащение тахографами транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), производится до 1 сентября 2014 г..
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2015 года в 19 час. 10 мин. на 1215 км автодороги Москва-Архангельск Кожин В.Н. управлял транспортным средством ******, государственный регистрационный знак ******, принадлежащим ООО «******» для перевозки лесоматериалов. Максимальная масса автомобиля ******, государственный регистрационный знак ******, согласно техническому паспорту ТС ****** составляет 20900 кг. Таким образом, указанное транспортное средство относится к категории N3.
Под исключения из общего правила, также изложенные в Приложении №2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36, рассматриваемое транспортное средство не подпадает, в связи с чем на основании Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 и Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 года №720 - подлежит оснащению тахографом.
Довод подателя жалобы о том, что действие пункта 8(1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года №720 распространяется на транспортные средства, зарегистрированные после 23 января 2012 года, основан на неверном толковании норм данного регламента. Упомянутый пункт, исходя из его буквально толкования, распространяет с 23 января 2012 года технический регламент на все указанные в нем транспортные средства, находящиеся в эксплуатации.
Между тем, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, нахожу необходимым его отменить в силу следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункта 2 Порядка оснащения транспортных средств тахографами обязательным является оснащение тахографами транспортных средств, находящихся в эксплуатации у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 указанного Порядка до 1 июля 2014 года производится оснащение тахографами транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок.
Из представленных документов следует, что автомобиль ******, государственный регистрационный знак ****** принадлежит юридическому лицу - ООО «******», управлял автомобилем Кожин В.Н. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о маршруте перевозки (являлась ли она междугородней), о грузе, который перевозил Кожин В.Н., о грузоотправителе, грузополучателе, иных лицах, в чьих интересах использовался автомобиль и в чьем пользовании он мог находиться.
В рассматриваемом случае Кожин В.Н. мог бы быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ при наличии в деле доказательств того, что он осуществляет междугороднюю грузоперевозку по поручению собственника или эксплуатирующего транспортное средство юридического лица. Такие доказательства в деле отсутствуют.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку должностным лицом не доказано такое обстоятельство, как обязательность установки тахографа на автомобиль ******, государственный регистрационный знак ******, с учетом характера использования данного автомобиля, постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.10 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску Демина А.В. от 30 апреля 2015 года № ****** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кожина В.Н. отменить, производство по делу прекратить.
Решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Архангельском областном суде.
Судья (подпись) Е.С. Костылева