Дело № 5-36/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 ноября 2019 года с. Нерчинский Завод
Судья Нерчинско-Заводского районного суда Забайкальского края Былкова В.А.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» Вострецовой В.Б., по доверенности от 4 октября 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении ГУЗ «Нерчинско-Заводская центральная районная больница», предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Протокол об административном правонарушении №114 от 25 сентября 2019 года, составлен в отношении ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» начальником отдела организации контроля качества оказания медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю Лоскутниковым А.Г.. Из содержания протокола следует, что действиях ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» контролирующим органом усмотрены признаки состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Вострецова В.Б. в судебном заседании вину в содеянном ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» признала, просила учесть имущественное и финансовое положение юридического лица, и применить часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного штрафа.
Должностное лицо, составившие протокол об административном правонарушении – начальник отдела организации контроля качества оказания медицинской помощи населению Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю Лоскутников А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежаще извещен.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке, судья счел возможным его рассмотреть.
Выслушав представителей юридического лица, проверив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно п.2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи районных судов правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из материалов дела следует, что Территориальным органом Росздравнадзора по Забайкальскому краю с 18 сентября 2019 года проводится плановая документарная и выездная проверка в отношении ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» на основании приказа от 30 октября 2018 года № П75-418/18 Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), Приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (ред. от 25.03.2019) "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" в ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» осуществляется медицинская деятельность по адресам, не указанным в лицензии: <адрес>: при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров; при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации и в амбулаторных условиях; при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по хирургии; стандарт оснащения родильного отделения не соответствует требованиям Приложения №8 к порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий)», утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 года №572н.
Отсутствует в предродовой палате подъемник для больных, лампа медицинская безтеневая переносная. В родовом зале отсутствуют стеновые или потолочные энерго- и газоснабжающие шины с комплектом передвижных плеч, источник воздушно-газовой смеси, ротаметр, инфузионный насос с возможностью автоматического расчета дозировки с учетом веса ребенка в граммах.
Оснащение хирургического отделения (за исключением операционной (операционного блока) не соответствует Приложению №9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утв. приказом Министерства Здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года №922н, а именно отсутствует противопролежневый матрас (2 шт.), система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума, система палатной сигнализации. В операционной недостаточное количество оборудования: стол с выдвижными ящиками для расходного материала (1 шт.), электрокомплекс с инструментами для травматологии и челюстно-лицевой хирургии, стойка для дозаторов и инфузоматов, инструменты и наборы для проведения комбинированной анестезии, операционные лупы с налобным осветителем с увеличением х2 крат, инструментальный сосудистый набор.
В нарушение Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года №388н состав выездной скорой медицинской помощи состоит из одного фельдшера и водителя.
Кабинет врача-хирурга не соответствует требованиям Приложения №2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утв. приказом Министерства Здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года №922н. Отсутствует стол операционный, бестеневая лампа, весы, шина для лечения переломов ключицы, шина для фиксации кисти и пальцев (2 шт.).
Оснащение отоларингологического кабинета не соответствует требованиям Приложения №3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология», утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 года №905/н. Отсутствует аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, баллон для продувания ушей с запасными оливами (2 шт.), сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп), негатоскоп, аудиометр, кресло вращающееся (Барани).
В нарушение Приложения №5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года №926/н, отсутствует негатоскоп, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора (2 шт.).
Отсутствие перечисленного оборудования в медицинском учреждении является также нарушением п.п. «б» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291.
В нарушение п.5, п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности(за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291 регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету осуществляется в «Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения», форма которого не соответствует форме, утв. Правилами регистрации подобных операций, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 17 июня 2013 года №378н.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В соответствии с ч. 11 ст. 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу положений статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу положений подпункта 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность является лицензируемой.
Порядок лицензирования установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Тот факт, что ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» осуществляла медицинскую деятельность с нарушением требований вышеназванного законодательства подтверждено: протоколом осмотра помещений и анализа представленных документов от 20 сентября 2019 года, объяснениями и.о. главного врача ФИО4, штатным расписанием за 2019 год, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, табелем учета рабочего времени фельдшеров и медицинских сестер, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью по нематериальным активам, копией журнала регистрации операций, связанных с оборотом лекарственных средств для медицинского применения, протоколом об административном правонарушении №114 от 25 сентября 2019 года, составленным после надлежащего уведомления о времени и месте его составления представителя ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ».
На основании изложенного судья находит вину ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ доказанной.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, поскольку согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Смягчающим вину обстоятельством в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, судья признает признание вины.
Отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст.4.3 КоАП РФ в судебном заседании не выявлено.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса" Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что выявленные в результате документальной проверки недостатки до рассмотрения данного дела судом ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» не исправлены.
Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает кроме штрафа также административное приостановление деятельности.
Учитывая, что ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» является единственным медицинским учреждением в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края, а также отдаленность районного центра от краевого центра, административное приостановление деятельности юридическому лицу назначено быть не может.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание судья считает необходимым назначить с учетом характера совершенного правонарушения, финансового положения юридического лица, последствий совершенного административного правонарушения, степени вины, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств (совершение административного правонарушения впервые), отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств - в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, то есть с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ - ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 19.20, ст. ст. 29.9, 29.10, ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (Семьдесят пять тысяч) рублей.
Разъяснить ГУЗ «Нерчинско-Заводская ЦРБ» обязанность по уплате административного штрафа в добровольном порядке не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу и указать реквизиты для перечисления административного штрафа:
Получатель УФК по Забайкальскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Забайкальскому краю) (№): банк получателя Отделение Чита <адрес>, ИНН №, КПП №, БИК №, расчетный счет №, ОКТМО №, КБК № – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья
Нерчинско-Заводского районного суда В.А. Былкова
Постановление в законную силу не вступило;
подлинник постановления хранится в
Нерчинско-Заводском районном суде в деле №5-36/2019