Судья: Шекшуева О.Н. Дело № 33-3509
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2016 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.
судей Рогожина Н.А., Букаловой Е.А.
при секретаре Паршиковой М.Ю.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Гулидовой Тамары Васильевны к администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Гулидовой Тамары Васильевны на решение Орловского районного суда Орловской области от 16 августа 2016 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения Гулидовой Т.В., поддержавшей жалобу, возражения представителя администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Симонова М.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Гулидова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указывала, что она обратилась к ответчику с заявлением о выделении ей бесплатно в собственность участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также с заявлением об осуществлении комиссионного выезда для осмотра территории с целью возможности дальнейшего выделения земельного участка. На сообщение администрации о необходимости предоставления схемы расположения образуемого земельного участка, она изготовила межевой план, который представила в администрацию поселения, написав заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, однако 16 февраля 2016 г. ответчиком ей было отказано в предоставлении земельного участка по мотиву наличия у администрации намерений использовать участок для муниципальных нужд.
Ссылаясь на то, что на момент ее обращения в сельскую администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка никакого другого участка в испрашиваемом месте не было, в соответствии с Законом Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» она имеет право получить бесплатно земельный участок в собственность, истец просила признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 1209 кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гулидова Т.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Ссылается на то, что при ее обращении к ответчику с заявлением о выделении земельного участка она должна была быть поставлена администрацией на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, однако администрацией сельского поселения не был ей разъяснен порядок постановки на данный учет.
Полагает, что ответчиком нарушен месячный срок, в течение которого должно было быть рассмотрено ее заявление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей до 1 марта 2015 г., не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на торгах за исключением закрытого перечня случаев. Названный Федеральный закон вступил в силу с 1 марта 2015 г., за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования.
Статьей 34 названного Федерального закона установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений и возможности осуществления процедуры предоставления земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона, но не позднее 1 января 2018 г.
Согласно положениям статей 39.5, 39.18, 39.19 ЗК РФ, действующего с 1 марта 2015 г., введен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно, предусматривающий предварительную постановку граждан на соответствующий учет.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1, частью 2 статьи 2 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» в редакции, действовавшей в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, земельные участки из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлялись отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающим в сельских поселениях Орловской области в собственность бесплатно для целей ведения личного подсобного хозяйства - приусадебный земельный участок.
Предоставление гражданам (семьям), указанным в части 1 настоящей статьи, земельных участков осуществляется по месту их жительства на территории сельского поселения (городского поселения) Орловской области, городского округа Орловской области, если иное не предусмотрено настоящим Законом, при условии проживания по месту жительства данных граждан (хотя бы одного из членов семьи) на территории Орловской области не менее трех лет.
Статей 4 приведенного Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно на территории Орловской области.
Согласно абзацу 3 части 1 названной статьи органами местного самоуправления сельских поселений (городских поселений), городских округов Орловской области - из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, формируются перечни-реестры земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан на территории Орловской области.Учет граждан (семей) в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, осуществляется по месту жительства гражданина (семьи или хотя бы одного из членов семьи) органами местного самоуправления (часть 3 статьи 4 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ).
Согласно частям 4, 6 статьи 4 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» в редакции, действовавшей в спорный период, гражданин (семья в лице одного из членов семьи), желающий бесплатно получить в собственность земельный участок, подает в орган местного самоуправления заявление о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, с указанием фамилии, имени, отчества заявителя; даты и места его рождения; адреса места жительства; а также цели предоставления земельного участка (для индивидуального жилищного строительства; для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; для ведения личного подсобного хозяйства) с приложением соответствующих документов.
Орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня регистрации заявления о постановке на учет рассматривает его и принимает решение о постановке гражданина (семьи) на учет либо об отказе в постановке гражданина (семьи) на учет и оформляет его правовым актом органа местного самоуправления.
Положениями статьи 6 указанного Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно на территории Орловской области.
Согласно части 11 названной статьи гражданам (семьям), состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление земельных участков осуществляется в порядке очередности (без проведения жеребьевки) комиссией, состав и порядок работы которой устанавливаются правовым актом уполномоченного органа исполнительной государственной власти специальной компетенции или органа местного самоуправления. Очередь желающих бесплатно получить в собственность земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения личного подсобного хозяйства формируется исходя из даты и времени поступления заявлений о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно на территории Орловской области осуществляется в порядке очередности при условии их нахождения на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
При этом земельные участки, в частности, из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан на территории Орловской области, предоставляется в соответствии с перечнем-реестром таких земельных участков.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно для целей ведения личного подсобного хозяйства при условии соблюдения очередности предусмотрено также Положением «Об определении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории Платоновского сельского поселения», утвержденным Решением Платоновского сельского Совета народных депутатов № 17/199-СС от 28 мая 2015 г., действовавшего на момент обращения Гулидовой Т.В. в администрацию Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка.
Судом установлено, что 2 ноября 2015 г. Гулидова Т.В. обратилась в администрацию Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области с заявлением о выделении ей участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, а также с заявлением об осуществлении комиссионного выезда для осмотра территории с целью возможности дальнейшего выделения земельного участка.
Заместителем главы администрации Платоновского сельского поселения ФИО6 4 декабря 2015 г. Гулидовой Т.В. было предложено предоставить схему расположения образуемого земельного участка, которую она подготовила и в связи с чем 18 января 2016 г. обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1209 кв.м, по <адрес> <адрес>, с видом разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, категория земель: земли населенных пунктов.
Администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области письмом от 16 февраля 2016 г. Гулидовой Т.В. отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка по тому мотиву, что в данном месте администрацией поселения запланировано расположение муниципального земельного участка для обеспечения беспрепятственного доступа к искусственному водоему для последующей санитарной очистки и уборки в целях создания благоприятных условий для жизни населения с соблюдением экологических требований.
Согласно материалам дела Гулидова Т.В. не состояла в администрации Платоновского сельского поселения на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, и с таким заявлением в сельскую администрацию не обращалась, что истцом не оспаривалось в судах первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции ссылался на то обстоятельство, что обязанность у ответчика по предоставлению испрашиваемого Гулидовой Т.В. земельного участка могла возникнуть только при наличии утвержденной схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной до 1 марта 2015 г., и при условии соблюдения очередности предоставления участка. Поскольку данных обстоятельств установлено не было, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его верным и обоснованным, основанным на нормах права и установленных обстоятельствах, а доводы жалобы считает несостоятельными по вышеприведенным мотивам.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области от 30 октября 2015 г. утверждена схема расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 527 кв.м, расположенного в том же месте, где и испрашиваемый Гулидовой Т.В. участок, что она подтвердила в суде первой инстанции.
Земельный участок для муниципальных нужд, площадью 527 кв.м, поставлен сельским поселением на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.
Таким образом, в заявляемой Гулидовой Т.В. площади земельного участка он не может быть поставлен на кадастровый учет, поскольку его границы будет пересекать границы муниципального земельного участка с кадастровым номером №.
Нарушение ответчиком срока, в течение которого истцу должен был быть дан мотивированный ответ на заявление, на что Гулидова Т.В. ссылается в жалобе, не влечет отмену решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены судебного постановления, сводятся к несогласию с ним.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 16 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гулидовой Тамары Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи