Дело № 2-309/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2015 года с.Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Сарыглар Л.Э., при секретаре Танзы М.В., с участием помощника прокурора Барун-Хемчикского района Монгуша А.С., истца М.А.С., представителя ответчика К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действующего в интересах М.А.С.-ооловича, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад Х. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л :
прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действуя в интересах М.А.С., обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указывая на то, трудовым законодательством установлен минимальный размер заработной платы, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме 5554 рублей в месяц. Заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент. Ежемесячный размер заработной платы работников, если они отработали полную норму рабочего времени и выполнили норму труда, должен составлять не менее 5 554 рублей в месяц. Кроме этого, при нахождении организации в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, и при совпадении места работы работника с местом нахождения такого учреждения, на этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40 % и северной надбавки в размере 50 %. Таким образом, размер начисленной заработной платы не может быть менее 10 552 рубля в месяц в 2014 году. М.А.С. состоит в трудовых отношениях с МБДОУ детский сад Х., получает заработную плату в месяц менее минимального размера оплаты труда без учёта районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. В период времени с января 2014 года по декабрь 2014 года М.А.С. недоначислена и не выплачена заработная плата в общем размере <данные изъяты> рублей, что является нарушением прав работника на справедливую и полную оплату труда, гарантированных трудовым законодательством. Основанием обращения прокурора в суд в интересах М.А.С. явилось его обращение о защите нарушенных трудовых прав. Таким образом, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор правомочен подавать исковое заявление в интересах М.А.С. для защиты его нарушенных трудовых прав. Просит суд взыскать с ответчика в пользу М.А.С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании, помощник прокурора Монгуш А.С. уточнив исковые требования, просит взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату в размере 41 462 рублей, поддержал по указанным в нем основаниям.
Истец М.А.С. просил удовлетворить иск прокурора, поскольку указанные нарушения нарушают его права на справедливую и полную оплату труда.
Представитель ответчика заведующая детским садом К. исковые требования признала полностью.
Представитель третьего лица администрации городского округа г.А., будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлено, об уважительных причинах пропуска судебного заседания не сообщил, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (далее по тексту – МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах, что также и разъяснено в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 года.
На основании статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составляет 5 554 рубля в месяц, поэтому с учётом начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в северных регионах заработная плата М.А.С. должна быть не ниже 10 552 рубля при полностью отработанной за месяц нормы рабочего времени.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ М.А.С. на имя и.о. прокурора района Ховалыг Э.М. подано заявление о защите его прав в части начисления заработной платы в месяц в размере <данные изъяты> рублей.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № М.А.С. принят в МБДОУ детский сад Х. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с окладом <данные изъяты> рублей.
Согласно трудовой книжке серии № №, М.А.С. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> детского сада Х..
Из расчётно-платежных ведомостей следует, что М.А.С. работает в детском саду Х.», ему установлен должностной оклад с учетом нагрузки – <данные изъяты> рубль, с выплатой за работу в районах приравненных к Крайнему Северу в размере 50%, районного коэффициента – 40%. При ставке 1,0 с окладом – <данные изъяты> рубль, с районным и северным коэффициентом, норма рабочего времени М.А.С. отработана в полном объёме: <данные изъяты>, работодатель начислял ему заработную плату: <данные изъяты> было начислено <данные изъяты> рублей и выплачено <данные изъяты> рублей (с вычетом взносов и налога).
В июне-августе 2014 года истец находился в очередном отпуске, соответственно эти месяцы отработаны не полностью.
Так, в спорный период истцу начислялась заработная плата исходя из оклада, что без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, составляло ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с 01 января 2014 года в размере 5 554 рубля в месяц.
Тогда как месячная заработная плата истца с надбавкой в размере 50% за стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу и районным коэффициентом в размере 40%, с учетом минимального размера оплаты труда с 01 января 2014 года при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда должна быть не ниже 10 552 рубля (без округления) (5554 + 4998 (50% за стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу и районный коэффициент в размере 40%), а всего за отработанные истцом 9 месяцев - 94 968 рублей (10 552 руб. х 9 мес.).
Из расчёта, составленного помощником прокурора <адрес> без учета отпускных в ДД.ММ.ГГГГ видно, что с января по декабрь 2014 года М.А.С. начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей, тогда как при месячной заработной плате с января по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля, августа месяцев 2014 года), а также с учётом работы на 1,0 ставки в должности сторожа ему должно было быть начислено за указанный период 94 968 рублей, размер недоначисленной заработной платы с января по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля, августа месяцев 2014 года) составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно расчетно-платежной ведомости ей в период времени с января по декабрь 2014 года (за исключением июня, июля, августа месяцев 2014 года) начислялась заработная плата в сумме <данные изъяты> рублей. Исходя из этого, сумма недоначисленной М.А.С. заработной платы составляет 94 968 рублей – <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей (без округления).
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы за отработанное время с января по декабрь месяц 2014 года (за исключением июня, июля, августа месяцев 2014 года) составляет <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что работодателем незаконно был установлен истцу размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составлял менее суммы 5554 рублей, то есть ниже минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».
Соответственно, исковые требования прокурора района в интересах М.А.С. к МБДОУ детский сад Х. о взыскании в пользу М.А.С. недоначисленной и невыплаченной заработную плату подлежат удовлетворению на сумму <данные изъяты> рублей.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер подлежащей с ответчика взысканию в силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход муниципального бюджета государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты> рублей, исходя из того, что заявлены требования имущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва действующего в интересах М.А.С. , к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - детский сад Х. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад Х. в пользу М.А.С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад Х. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход муниципального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда через Барун-Хемчикский районный суд.
Судья Л.Э. Сарыглар