Дело № 3а-219/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2016 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
в составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Орловой А.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Назиной И.И., представителя заинтересованного лица администрации города Рассказово Тамбовской области по доверенности Полякова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вартаняна ФИО7 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Вартанян Г.С. обратился в Тамбовский областной суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, указав в обоснование своих требований, что постановлением администрации г.Рассказово Тамбовской области № 1137 от 02.07.2015 г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала *** в целях образования земельного участка площадью *** кв.м, зона П1, земельному участку был присвоен адрес: ***Г, установлен вид разрешенного использования: строительная промышленность. 14.12.2015 г. между Вартаняном Г.С. и МКУ «ГЕО» был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, за № 160, сроком на 10 лет. Согласно данному договору, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу *** результатам государственной кадастровой оценки земель была установлена кадастровая стоимость названного земельного участка в размере *** руб., с которой административный истец не согласен, полагает его завышенным, нарушающим его права как арендатора, поскольку согласно приложения № 3 к договору аренды размер арендной платы рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
В своих письменных отзывах заинтересованное лицо Управление Росреестра по Тамбовской области, административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенные оценщиком размеры рыночной стоимости земельных участков, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.
Административный ответчик администрация Тамбовской области в своем письменном отзыве также полагает себя ненадлежащим ответчиком, указывает на существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученное в результате индивидуальной оценки, от определенной кадастровой стоимости земельного участка, что должно вызывать сомнения.
Заинтересованное лицо МКУ «ГЕО» просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
На основании договора с административным истцом независимым оценочным учреждением ООО «Антэкс» была проведена оценка названного земельного участка, по результатом которой была определена рыночная стоимость данного участка по состоянию на 30.07.2015 г. в размере *** руб. Указанный отчет прошел экспертизу в НП СРО «РАО» и получил положительное экспертное заключение. В административном исковом заявлении административный истец просит установить кадастровую стоимость арендуемого им земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30.07.2015 г. в размере *** руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Назина И.Н. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица администрации города Рассказово Тамбовской области по доверенности Поляков С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, пояснил, что размер арендной платы был определен на аукционе, в договоре установлен в твердой денежной сумме и от кадастровой стоимости земельного участка не зависит. Изменение кадастровой стоимости земельного участка не повлечет изменение размера арендной платы и не повлияет на права административного истца, вследствие чего оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Таким образом, законом предоставлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков только тем лицам, права или обязанности которых затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из вышеуказанных норм права, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.6 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п.1,2 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (п.2), предусмотрено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В п.6 вышеуказанных Правил установлено, что в случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что 14 декабря 2015 г. между Вартаняном Г.С. (арендатор) и МКУ «ГЕО» (арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Данный договор был заключен по результатам аукциона на право заключения договора аренды, в котором Вартанян Г.С. был единственным участником.
Согласно п.1.1 вышеуказанного договора, объектом данного договора выступает земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу ***Г, площадью *** кв.м, предназначенный для использования в целях строительной промышленности. Земельный участок предоставлен на основании протокола 1-4/2015 заседания комиссии по подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (по определению участников аукциона) от 04.12.2015 г.
Размер арендной платы определен в п.3.1 вышеуказанного договора по результатам аукциона на право заключения договора аренды и составляет *** руб. в год, что соответствует размеру начальной цены предмета аукциона.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются текстом договора аренды, протокола № 1-4/2015 заседания комиссии по подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (по определению участников аукциона) от 04.12.2015 г., аукционной документации 4.ОА.ГЕО, утвержденной постановлением администрации г.Рассказово от 30.10.2015 г. № 1956.
Условий об исчислении арендной платы исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка договор аренды не содержит.
Вопреки доводам административного искового заявления, не содержит такого условия расчет арендной платы за 2015 годя, содержащийся в приложении № 3 к договору № 160 от 14 декабря 2015 г. В данном приложении рассчитан размер арендной платы за 2015 год за период аренды с 14 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015 года исходя из годовой базовой арендной платы, определенной в соответствии с договором в сумме 935340 руб. Упоминание в данном приложении кадастровой стоимости земельного участка без согласования в нем формулы расчета, коэффициентов или процентов от кадастровой стоимости не означает, что кадастровая стоимость земельного участка в данном случае каким-либо образом влияет на размер арендной платы.
При таких обстоятельствах дела, с учетом вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что поскольку договором аренды земельного участка в соответствии с действующим законодательством размер арендной платы установлен в твердой денежной сумме, определенной по результатам аукциона и не подлежит изменению в зависимости от размера кадастровой стоимости земельного участка, права и обязанности административного истца как арендатора земельного участка результатами определения кадастровой стоимости не затрагиваются, а значит, административный истец не обладает правом на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка путем заявления требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании, строений, зданий, сооружений, принадлежащих административному истцу, на земельном участке не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.
В материалах дела также не содержится сведений о наличии каких-либо иных обстоятельств, дающих административному истцу право на обращение в суд с настоящим иском.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Вартаняна Г.С.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Вартаняна ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по ***, администрации *** об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, расположенного по адресу ***, равной его рыночной стоимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме составлено 01 июля 2016 года.
Судья: Т.Е.Гурулева