Дело № 3а-641/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 29 ноября 2018 года
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Юрловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тройнина В.И. к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
26.07.2018 административный истец и его представитель по доверенности Юрова Е.А. обратились в суд с названным выше административным иском, указывая, что Тройнину В.И. на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 2 977 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый производственным зданием, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 613 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное здание III-V класса вредности, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 01.01.2014, составляет 8 273 618,86 руб. и 10 045 260,03 руб. соответственно.
Ссылаясь на то, что установленный размер кадастровой стоимости значительно превышает размер рыночной стоимости на дату оценки, просят установить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость равную их рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО «Дивиус Оценка» Гусева И.М. № 18-20 от 01.06.2018 в размере 4 616 000 руб. и 5 586 000 руб. соответственно.
Заинтересованными лицами на стороне административного истца привлечены сособственники земельных участков Остроухов С.С., Грицун Д.П., ЗАО «Воронежский конденсаторный завод», заинтересованным лицом на стороне административных ответчиков администрация городского округа город Воронеж.
Административные истцы, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 ЗК РФ, гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон об оценочной деятельности в ст. 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 245 КАС РФ.
Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области по муниципальным районам.
Из материалов дела следует, что Тройнину В.И. на праве общей долевой собственности с Остроуховым С.С., Грицун Д.М. (*** доли в праве соответственно) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 977 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый производственным зданием, расположенный по адресу: <адрес>.
Право общей долевой собственности Тройнина В.И., Остроухова С.С. и Грицун Д.П. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 04.02.2013, 23.03.2015 сделаны записи регистрации № (л.д. 8-11).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.04.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 01.01.2014, в размере 10 045 260,03 руб. (л.д. 12).
Кроме того, Тройнину В.И. на праве общей долевой собственности с ЗАО «Воронежский конденсаторный завод» (*** доли в праве соответственно) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 613 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное здание III-V класса вредности, расположенный по адресу: <адрес>.
Право общей долевой собственности Тройнина В.И. и ЗАО «Воронежский конденсаторный завод» зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 01.08.2016 сделаны записи регистрации № и № (л.д. 13-15).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.04.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 01.01.2014, в размере 8 273 618,86 руб. (л.д. 16).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 18-20 от 01.06.2018, выполненный оценщиком ООО «Дивиус Оценка» Гусевым И.М., являющимся членом НП СРО «Деловой Союз Оценщиков» (л.д. 23-117).
Указанным отчетом определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2014 в размере 4 616 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером № и в размере 5 586 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером №.
Для устранения возникших сомнений в определенной в отчете рыночной стоимости земельных участков, определением Воронежского областного суда от 07.08.2018 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта № от 18.10.2018 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № по состоянию на 01.01.2014 составляет 5 179 980 руб. и 6 286 620 руб. соответственно (л.д. 157-173).
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абз. 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку административный истец обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26.07.2018, данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Разрешая заявление ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы в размере 36 776 руб. суд исходит из следующего.
В силу ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце. В этой связи, при вынесении определения о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка суд возложил обязанность по оплате ее проведения на административного истца.
Определение суда вступило в законную силу, однако в части оплаты расходов на проведение экспертизы осталось неисполненным.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности возложения на административного истца некомпенсируемого бремени несения судебных расходов при установленном судом значительном превышении кадастровой оценки над рыночной стоимостью, а также исходя из содержания ч. 1 ст. 111 и ч. 1 ст. 114 КАС РФ в их совокупности, суд полагает возможным взыскать расходы за производство судебной экспертизы с административного ответчика в лице правительства Воронежской области.
При этом суд принимает во внимание, что ранее определенная кадастровая стоимость спорного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, что может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Тройнина В.И. к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 977 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый производственным зданием, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 5 179 980 (пять миллионов сто семьдесят девять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 613 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственное здание III-V класса вредности, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 6 286 620 (шесть миллионов двести восемьдесят шесть тысяч шестьсот двадцать) рублей на период с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 26 июля 2018 года.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы по производству судебной экспертизы в сумме 36 776 (тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят шесть) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 03 декабря 2018 года.