К делу № 2-1403/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2014 года станица Динская Динского района
Краснодарского края
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Николаевой Т.П.,
при секретаре Петровой О.А.,
с участием ст. помощника прокурора Динского района Сумароковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лига-М» в лице генерального директора Зенкова А.Г. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калиниского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Лига-М», в лице генерального директора Зенкова А., о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
В обосновании иска указано, что прокуратурой района проведена проверка доводов коллективного обращения жителей станиц Калининской и Старовеличковской о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду в связи с большой концентрацией в атмосферном воздухе химического вещества, по запаху напоминающего природный газ.
В ходе проверки установлено, что в состав кислорода добавился вредный элемент - легкий меркаптан, вырабатываемый ООО «Лига М» путем переработки неочищенного печного свечного топлива на территории промзоны ст. Калининской. При осмотре 18.02.2014г. территории предприятия обнаружены емкости для хранения ГСМ. В отдельно стоящем складском помещении расположены 4 установки для производства вышеуказанной продукции. С правой стороны ограждения установлен стояк для перекачки нефтепродуктов и подземный резервуар. Вместе с тем, производственный процесс Общества сопровождается многочисленными нарушениями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Проведенной 18.02.2014г. проверкой с участием специалиста Ростехнадзора по месту расположения по адресу: ст. Калининская, ул. Привокзальная площадь, установлено, что вышеуказанная деятельность в производственном процессе ООО «Лига М» осуществляется со следующими нарушениями закона: сброс нейтральных газов и паров из технологической аппаратуры в атмосферу не отводится в безопасное место. Высота выхлопного стояка (свеча) должна быть не менее чем на 5 м выше самой высокой точки здания или обслуживающей площадки наружной аппаратуры в радиусе 15 м от выхлопного стояка. Минимальная высота свечи должна составлять не менее 6 м от уровня планировочной отметки площадки (нарушение п. 2.8 ПБ 09-563-03 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств); за работой горячих печных насосов не установлен постоянный контроль. Снижение уровня продукта в аппаратах, питающих насосы и/или сброс давления до предельно допустимых величин, установленных регламентом, необходимо обеспечить световой и звуковой сигнализацией (нарушение п. 3.2.5 ПБ 09-563-03 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств); отсутствует система противоаварийной автоматической защиты, снабженная противоаварийной сигнализацией параметров и сигнализацией срабатывания исполнительных органов (нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПБ 09-563-03 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств); производственные объекты не защищены от грозовой деятельности. Все взрывопожароопасные объекты должны быть защищены от заноса высоких потенциалов и оборудованы устройствами, предотвращающими накопление зарядов статического электричества (нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПБ 09-563-03 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств); корпусы насосов, перекачивающих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, не заземлены, независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами (нарушение п. 5.4.5 ПБ 09-563-03 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств); не создана система наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживающая указанные системы в пригодном к использованию состоянии (нарушение ст. 10 ФЗ № 116); площадка не обеспечена системами подачи в них инертных газов, флегматизирующих добавок или другими техническими средствами, предотвращающими образование взрывоопасных смесей или возможность их взрыва при наличии источника инициирования (нарушение п. 3.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); ОПО не оснащен средствами контроля за параметрами, определяющими взрывоопасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости - предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и противоаварийной защиты (нарушение п. 3.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); на ОПО не предусмотрены системы противоаварийной автоматической защиты, предупреждающие возникновение аварийной ситуации при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе (нарушение п. 3.10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); технологические системы со взрывоопасной средой, в которых невозможно исключение опасных источников зажигания, не оснащены средствами взрывопредупреждения и защиты оборудования и трубопроводов от разрушения мембранными предохранительными устройствами, взрывными клапанами, системами флегматизации инертных газов, средствами локализации пламени (нарушение п. 3.15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); насосы, применяемые для нагнетания сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений; средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях (нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); колонны ректификации горючих жидкостей не оснащены средствами контроля и автоматического регулирования уровня и температуры жидкости в кубовой части, температуры поступающих на разделение продукта и флегмы, а также средствами сигнализации об опасных отклонениях значений параметров, в том числе перепада давления между нижней и верхней частями колонны, определяющих взрывобезопасность процесса (нарушение п. 4.3.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); средства защиты от распространения пламени (огнепреградители, пламеотсекатели, жидкостные затворы) должны устанавливаться на дыхательных и стравливающихся линиях аппаратов и резервуаров с ЛВЖ и ГЖ, а также на трубопроводах ЛВЖ и ГЖ, в которых возможно распространение пламени, работающих периодически или при незаполненном сечении трубопровода, на трубопроводах от оборудования с раскаленным катализатором, пламенным горением и другими источниками зажигания (нарушение п. 5.6.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»); во взрывоопасных помещениях и снаружи, перед входными дверями, не предусмотрены устройства световой и звуковой сигнализации о загазованности воздушной среды (нарушение п.п. 6.1.5, 6.4.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»).
Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Лига М» на территории промзоны ст. Калининской осуществляется с нарушениями действующего законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Невыполнение ООО «Лига - М» требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов нарушает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, при этом отсутствует направленность на предупреждение аварий на и обеспечение готовности Общества к локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Просит суд запретить ООО «Лига-М» деятельность по переработке неочищенного печного свечного топлива на территории МО Калининский район до полного устранения нарушений требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, ведомственных норм и правил, указанных в информации СКУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № № и акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Динского район Сумарокова А.В., участвующая в деле по поручению прокурора Калининского района, поддержала исковые требования в полном объеме, сославшись на изложенные в заявлении основания. Пояснила суду, что ответчиком осуществляется деятельность с нарушением законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет возможность наступления в будущем вредоносного результата. Просила суд запретить ООО «Лига-М» деятельность по переработке неочищенного печного свечного топлива на территории МО Калининский район до полного устранения выявленных нарушений.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлялись надлежащим образом, возражений на иск, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало, дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив исковое заявление, обсудив изложенные в нем доводы, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании 15.01.2014г. жители ст. Калининская Калининского района Краснодарского края обратились к Главе МО Калининский район и прокурору Калининского района с коллективным заявлением об обнаружении характерного запаха газа (л.д. 7-8).
Проверкой ОМВД России по Калининскому району аналогичного сообщения КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что химическое вещество представляет собой легкий меркаптан, испаряемый при изготовлении ООО «Лига-М» печного топлива в границах Калининского сельского поселения (л.д. 9).
Согласно договору № и акту приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. часть имущественного комплекса - склад ГСМ и земельный участок для его обслуживания, расположенные по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Калининская, ул. Привокзальная площадь, находится в аренде у ООО «Лига-М» (л.д. 16-18, 19).
ООО «Лига-М» зарегистрировано в качестве юридического лица, поставлено на учет в налоговом органе. Его Генеральным директором является Зенков А.Г. (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии №, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии №, приказ № о вступлении в должность Генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ. – л.д. 20, 21, 22).
Согласно сообщению руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ. в прокуратуру Калининского района и акту от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе проведенной Управлением, в присутствии помощника прокурора района, проверки выявлено отсутствие технической документации на технические устройства и других документов, определенных нормативными документами в области промышленной безопасности. Не выполнен ряд пунктов ПБ 09-563-03 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, подробно изложенных в установочной части решения (письмо – л.д. 23, 24, акт проверки – 25-30).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г., требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
К видам деятельности в области промышленной безопасности закон относит проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовку и переподготовку работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях (ч. 1 ст. 6).
В силу ч.1 ст.9 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п.3 ст.7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Частью 1 ст. 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Данная норма является общей и выполняет, прежде всего, превентивную функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций. Для прекращении деятельности, в силу ст. 1065 ГК РФ, требуется установить противоправность деятельности ответчика (нарушение нормы права).
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата деятельности признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность.
В судебном заседании установлено и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, нарушение ответчиком требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. При этом у ООО «Лига-М» отсутствует направленность на предупреждение аварий и обеспечения готовности к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, что влечет опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем. Данное обстоятельство является основанием к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лига-М» в лице генерального директора Зенкова А.Г. о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, удовлетворить.
Запретить ООО «Лига-М» деятельность по переработке неочищенного печного свечного топлива на территории МО Калининский район до полного устранения нарушений требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, ведомственных норм и правил, указанных в информации СКУ Ростехнадзора от 09.04.2014 года № 2960/07-10.1 и акте проверки от 16.12.2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца.
Председательствующий: Т.П. Николаева