Решение по делу № 2а-3145/2018 ~ М-2429/2018 от 30.03.2018

дело № 2а-3145/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2018 года                          г. Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре Касимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гайнуллиной Альмиры Сабирьяновны к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре,

УСТАНОВИЛ:

Гайнуллина А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.

Решением государственного комитета ей отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и, чьи права нарушены. Основанием для отказа является п.п.4 п.14 Правил, предусматривающий привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных ч.2 ст.1 ФЗ №214-ФЗ от 30.12.2004г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации» после вступления в силу ФЗ от 17.06.2010г. №119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Административный истец просит суд признать незаконным решение государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 23.06.2017 года №15-06/1182 об отказе во включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и, чьи права нарушены. Также просит восстановить срок обращения в суд, поскольку поздно получила решение комитета.

Стороны на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку административным ответчиком не представлено сведений о дате получения решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 23.06.2017 года №15-06/1182, суд находит заявление Гайнуллиной А.С. о восстановлении срока обращения в суд подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила ведения реестра).

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра, формирование и ведение осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляется контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами. Таким органом на территории Республики Башкортостан является Госстрой РБ.

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляется контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, подразумевается наличие помещения, которое в соответствии с договором может быть передано гражданину.

В пункте 14 Правил ведения реестра предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр:

несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;

непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;

введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;

привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.

Указанные обстоятельства в отношении административного истца в судебном заседании не установлены.

В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких Критериев.

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:

1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;

2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;

3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);

4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;

7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;

8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;

9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 были внесены денежные средства в ООО «Единая торгово-закупочная компания» для финансирования строительства многоквартирного жилого дома - объекта капитального строительства, а в последующем передачи ФИО1 жилого помещения – <адрес> на 5 этаже жилого <адрес> со встроенными-пристроенными нежилыми помещениями в микрорайоне 4А района «Западный» в <адрес>, количество комнат - 2, общая проектная площадь - 52, 65 кв.м.

Согласно заключенному между ФИО1 и ООО «Единая торгово-закупочная компания» договору №1-36/5А от 7 августа 2015 года участия в долевом строительстве застройщик установил ориентировочный срок ввода дома в эксплуатацию – не позднее 19 мая 2016 года.

Стоимость квартиры определена по условиям договора в 2 053 350 руб. Оплата участником долевого строительства произведена в размер 1 300 000, что подтверждается квитанциями.

В настоящее время договор участия в долевом строительстве застройщиком не исполнен.

14.07.2017 г. Арбитражный суд РБ включил требования ФИО1 о передаче жилого помещения в реестр требований ООО «Единая торгово-закупочная компания», таким образом, имеется судебный акт, подтверждающий права ФИО1 как участника долевого строительства требовать от застройщика жилое помещение.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Из приведенных выше норм права следует, что Гайнуллиной А.С. соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

До настоящего времени требования Гайнуллиной А.С. не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Гайнуллиной Альмиры Сабирьяновны к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № 23.06.2017 года №15-06/1182 об отказе во включении Гайнуллиной Альмиры Сабирьяновны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обязать государственный комитет РБ по строительству и архитектуре включить Гайнуллиной Альмиры Сабирьяновны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.

Судья                      А.Р. Курамшина

2а-3145/2018 ~ М-2429/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гайнуллина А.С.
Ответчики
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Курамшина А.Р.
30.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
30.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2018[Адм.] Судебное заседание
12.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2019[Адм.] Дело оформлено
29.01.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее