Решение по делу № 3а-114/2019 ~ М-98/2019 от 14.10.2019

    БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                                                                            Дело № 3а-114/2019

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2019 года                                                                     г. Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи                   Сотниковой Е.В.

при секретаре           Клюковской А.С.,

с участием представителя административного истца ООО «Синтез» Рагулиной Е.Г., представителя административных ответчиков Управления Росреестра по Белгородской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области Якипчука Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Синтез» об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,

    установил:

ООО «Синтез» (далее также Общество, административный истец) является собственником нежилого здания, площадью 559,0 кв.м., литер:А2, этажность:2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость нежилого здания утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 23.11.2015 №414-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Белгородской области» и по состоянию на 05.07.2015 составила <данные изъяты> рублей.

ООО «Синтез», воспользовавшись предоставленным статьёй 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон Об оценочной деятельности) правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, 05.06.2019 обратилось с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Белгородской области, предоставив отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 51/19-12-01 от 03.04.2019, подготовленный оценщиком ИП ФИО1., согласно которому, рыночная стоимость нежилого здания, в отношении которого оспариваются результаты кадастровой стоимости, по состоянию на 05.07.2015 составила <данные изъяты> рублей.

Решением № 99 от 27.06.2019 Комиссией отклонена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете.

30.07.2019 Общество вновь обратилось с соответствующим заявлением в Комиссию, предоставив отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 198/19-12-01 от 11.07.2019, подготовленный оценщиком ИП ФИО2 согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 05.07.2015 составила <данные изъяты> рублей.

Решением № 138 от 29.08.2019 Комиссия отклонила кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в представленном отчете.

ООО «Синтез» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области от 29.08.2015 № 138 не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Требования мотивированы тем, что изложенные в обжалуемом Решении доводы Комиссии о несоответствии представленного отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости законодательству об оценочной деятельности являются необоснованными, надуманными и несоответствующими требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Оснований полагать, что представленный в Комиссию отчет № 198/19-12-01 от 11.07.2019, подготовленный ИП ФИО3 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, не имеется. Ранее Общество обращалось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Комиссия отклонила кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установив несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. ООО «Синтез» обратилось к оценщику с целью устранения выявленных несоответствий отчета. Однако на заседании Комиссии, состоявшемся 29.08.2019, отчет об оценке, исправленный с учетом замечаний отраженных в Решении № 99 от 27.06.2019, был вновь отклонен с новыми мотивировками. Решение Комиссии № 138 от 29.08.2019 об отклонении заявления ООО «Синтез» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости с указанием дополнительных оснований, является прямым нарушением установленного пунктом 10 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрета на отказ в предоставлении государственной услуги по иным основаниям, чем было указано в первоначальном отказе.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в части несоответствия оспариваемого решения Комиссии требованиям пункта 10 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Представитель административных ответчиков против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что нарушений Порядка создания и работы Комиссии, порядка проведения заседания и голосования по заявлению, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения, не имеется.

Заинтересованное лицо Правительство Белгородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. Об уважительных причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, отзывы, суд приходит к следующему.

Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее также КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).

Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.

Статьёй 24.18 Федерального закона Об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Решения Комиссии могут быт оспорены в суде.

Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение Комиссии принято 29.08.2019, а административное исковое заявление поступило в суд 14.10.2019, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Рассматривая вопрос о законности и правомочности обжалуемого решения, при установлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 30.07.2019 ООО «Синтез», как собственник нежилого здания с кадастровым номером , обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, которая по состоянию на 05.07.2015 составила <данные изъяты> рублей.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области в составе 4 человек создана на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 № П/495, в который впоследствии приказами Росреестра вносились изменения относительно персонального состава комиссии, численный состав Комиссии остался прежним.

В силу пункта 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом от 04.05.2012 № 263 Министертства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69 «Об утверждении типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее также – Порядок), Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 10 Порядка заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины её членов.

Заседание Комиссии состоялось 29.08.2019.

Из протокола № 25 заседания Комиссии от 29.08.2019 следует, что на заседании присутствовал её председатель, три члена Комиссии и приглашенные.

В силу пункта 12 Порядка голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены Комиссии не вправе воздержаться от голосования. Решение Комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов Комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.

По результатам голосования членов Комиссии («за» - 0, «против» - 4) принято решение об отклонении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, установленной в представленном отчете.

В результате проведенного анализа предоставленного отчета № 198/19-12-01 от 11.07.2019, подготовленного оценщиком ИП ФИО4., Комиссией установлено его несоответствие требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, а также Федеральным стандартам оценки.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Заявление в Комиссию было подано ООО «Синтез» 30.07.2019 и рассмотрено Комиссией 29.08.2019, что свидетельствует о соблюдении сроков, установленных законодательством.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение Комиссии № 138 от 29.08.2019 принято полномочным органом с соблюдением кворума и установленного порядка голосования. Комиссией проверялось соблюдение заявителем требований закона о предоставлении необходимого комплекта документов, проверялось оформление и содержание представленного отчета об оценке. Принятое Комиссией решение соответствует по форме требованиям пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263.

Процедура проведения заседания Комиссии и принятие оспариваемого Решения в судебном заседании не оспаривались.

Вопреки суждениям представителя административного истца, ООО «Синтез» было извещено о месте и времени заседания Комиссии, на котором рассматривалось заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого здания (уведомление о проведении заседания Комиссии исх. № 02-10/7694-РЯ от 30.07.2019; список внутренних почтовых отправлений от 30.07.2019; квитанция в приеме почтовых отправлений по безналичному расчету от 31.07.2019; регистрируемое почтовое отправление 30800037986336).

Поскольку необходимые документы, перечисленные в статье 24.18 Федерального закона Об оценочной деятельности, ООО «Синтез» были представлены в Комиссию, Комиссия обязана была рассмотреть поданное заявление, оснований для отказа в рассмотрении заявления не установлено.

Нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения, допущено не было.

Как следует из пункта 20 Порядка, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в том случае, если отчет об оценке объекта недвижимости, представленный в составе заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, соответствует требованиям, установленным статьёй 11 Федерального закона Об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Таким образом, в силу прямого указания нормативно-правового акта, регламентирующего порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на Комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие требованиям статьи 11 Федерального закона Об оценочной деятельности.

Замечания Комиссии относительно правильности отчета об оценке рыночной стоимости нежилого здания, принадлежащего административному истцу, основаны на требованиях к отчету, изложенных в ФСО № 1, ФСО № 3, ФСО № 7.

Доказательств, свидетельствующих о том, что отчет об оценке содержит достоверные выводы, а выбранные экспертом способы и методы оценки являются соответствующими федеральным стандартам оценки, суду не представлено.

Доводы представителя административного истца о том, что решение Комиссии № 138 от 29.08.2019 об отклонении заявления ООО «Синтез» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости с указанием дополнительных оснований является прямым нарушением установленного пунктом 10 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрета на отказ в предоставлении государственной услуги по иным основаниям, чем было указано в первоначальном иске, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

Как указывалось ранее, порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

В соответствии с пунктом 1 Порядка, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.

Поскольку комиссии не являются самостоятельным юридическим лицом, государственным органом и не обладают соответствующей правоспособностью, то действие Федерального закона                                    от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не распространяется на их деятельность.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.05.2017 № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений                           (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований о признании несоответствующим нормативно правовым актам Решения № 138 от 29.08.2019 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

        в удовлетворении административного искового заявления ООО «Синтез» о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области от 29 августа 2019 года № 138 не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца – отказать.

        Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.

    Судья

    Мотивированное решение суда составлено 29 ноября 2019 года.

3а-114/2019 ~ М-98/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Синтез"
Ответчики
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Белгородской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Белгородской области
Другие
Якипчук Роман Владимирович (Управление Росреестра)
Шляхов Сергей Иванович
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Сотникова Елена Викторовна
14.10.2019Регистрация административного искового заявления
14.10.2019Передача материалов судье
17.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Подготовка дела (собеседование)
14.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2019Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее