Судья Иванова Н.Е. |
№ 33-4562/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-518/2019 по апелляционной жалобе ответчика на заочное решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2019 года по иску Мищенко А.М. к Совету Кааламского сельского поселения о возложении обязанности принять решение об утверждении (увеличении) размера должностного оклада.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мищенко А.М., являющийся главой Кааламского сельского поселения, обратился с иском к Совету Кааламского сельского поселения по тем основаниям, что Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, занимающих должности федеральной государственной гражданской службы» и Указом Главы Республики Карелия от 21.12.2017 № 215 «О повышении должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Карелия и окладов денежного содержания государственных служащих Республики Карелия», с 01.01.2018 в 1,04 раза увеличены действующие по состоянию на (...) оклады. Советом Кааламского сельского поселения в (...) г. был рассмотрен вопрос увеличения (индексации) размера месячного оклада главе Кааламского сельского поселения, однако на сессии (...) проект решения о повышении истцу должностного оклада в 1,04 раза был отклонен. Вместе с тем Решением Совета Кааламского сельского поселения от (...) № (...), принятым в соответствие с Указом Главы Республики Карелия от 21.12.2017 № 215, размеры месячных должностных окладов муниципальных служащих администрации Кааламского сельского поселения увеличены в (...) раза с (...). Отказ ответчика в повышении истцу должностного оклада нарушает его права и законные интересы. На основании изложенного истец просил возложить на ответчика обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять в соответствие с Указом Главы Республики Карелия от 21.12.2017 № 215 «О повышении должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Карелия и окладов денежного содержания государственных служащих Республики Карелия» соответствующее решение об увеличении размера месячного должностного оклада главе Кааламского сельского поселения с 01.01.2018 в 1,04 раза.
Заочным решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Совет Кааламского сельского поселения обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об увеличении размера месячного должностного оклада главе Кааламского сельского поселения с 01.01.2018 в 1,04 раза; взыскал с администрации Кааламского сельского поселения в пользу Мищенко А.М. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
С заочным решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на следующие обстоятельства. Истцом не была доведена до суда информация о том, что в (...) г. ответчиком была осуществлена индексация его должностного оклада. Решением Совета Кааламского сельского поселения от 01(...) № (...) был утвержден размер месячного должностного оклада выборному должностному лицу Кааламского сельского поселения (главе Кааламского сельского поселения) (...) руб. Мищенко А.М., являясь выборным должностным лицом, фактически оспаривает бездействие Совета поселения. При этом Совет не является работодателем в отношении истца. Ошибочной является ссылка истца на п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и на п.5 ст.7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Правовой статус главы муниципального образования отличен от статуса муниципального служащего и гражданского служащего. Указом Главы Республики Карелия от 21.12.2017 № 215 увеличены размеры должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Карелия, размеры месячных окладов государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Карелия и размеры месячных окладов государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Карелия. Мищенко А.М. не относится к лицам, поименованным в данном Указе. Совет Кааламского сельского поселения, учитывая финансовые возможности бюджета поселения, и как единственный орган в чьи полномочия входит утверждение бюджета, вправе самостоятельно принимать решения о размерах и условиях оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Мищенко А.М. на основании распоряжения администрации Кааламского сельского поселения от (...) № (...) с (...) вступил в должность главы Кааламского сельского поселения.
Глава Кааламского сельского поселения в соответствии со ст.29 Устава Кааламского сельского поселения является высшим должностным лицом Кааламского сельского поселения, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе. Глава Кааламского сельского поселения избирается сроком на 5 лет гражданами, проживающими на территории Кааламского сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет администрацию Кааламского сельского поселения. Глава Кааламского сельского поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету Кааламского сельского поселения.
Согласно ст.24 Устава Совет Кааламского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления Кааламского сельского поселения; является юридическим лицом.
В компетенции Совета Кааламского сельского поселения находится, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (ст.26).
Решением Совета Кааламского сельского поселения от (...) № (...), принятым в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Указом Главы Республики Карелия от 21.12.2017 № 215 «О повышении должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Карелия, и окладов денежного содержания государственных служащих Республики Карелия», Уставом Кааламского сельского поселения Советом Кааламского сельского поселения утверждены размеры месячных должностных окладов муниципальных служащих, в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы с 01.01.2018, за исключением главы Кааламского сельского поселения.
Проект решения Совета Кааламского сельского поселения об утверждении размера должностного оклада выборного должностного лица Кааламского сельского поселения (главе Кааламского сельского поселения) от (...) был отклонен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, с учетом положений пунктов 12, 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», приобщены к материалам дела и исследованы приложенные к апелляционной жалобе ответчика документы, принимая во внимание рассмотрение дела судом первой инстанции в порядке заочного производства.
Из исследованных в суде апелляционной инстанции документов следует, что решением Совета Кааламского сельского поселения от (...) № (...), принятым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», Указом Главы Республики Карелия от 21.12.2017 № 215 «О повышении должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Карелия, и окладов денежного содержания государственных служащих Республики Карелия», Уставом Кааламского сельского поселения Советом Кааламского сельского поселения утвержден размер месячного должностного оклада выборному должностному лицу Кааламского сельского поселения (главе Кааламского сельского поселения) (...) руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Мищенко А.М., суд первой инстанции исходил из того, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством в том числе соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих, а обеспечение повышения уровня содержания заработной платы путем ее индексации в связи с ростом потребительских цен является по своей сути социальной гарантией. Непринятие ответчиком решения об увеличении главе Кааламского сельского поселения с 01.01.2018 размера месячного должностного оклада в 1,04 раза не соответствует п.5 ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п.5 ст.7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое судебное постановление принято с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
По смыслу положений ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Лицо свободно в выборе способа защиты. Свобода выбора означает, что никто не может быть понужден к выбору того или иного способа защиты. Это в полной мере соответствует основным началам гражданского законодательства, согласно которым гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.ст. 1, 9 ГК РФ).
В силу ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы законодательной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
В связи с изложенным суд не вправе возложить на Совет Кааламского сельского поселения, являющийся представительным органом местного самоуправления Кааламского сельского поселения, обязанность принять решение об увеличении размера месячного должностного оклада главе Кааламского сельского поселения.
Суд лишь вправе проверить по жалобе заинтересованных лиц соответствие принятого решения федеральному законодательству.
Таким образом, исковое заявление Мищенко А.М. к Совету Кааламского сельского поселения о возложении обязанности принять решение об утверждении (увеличении) размера должностного оклада не подлежало принятию к производству суда общей юрисдикции и рассмотрению по существу.
При таких обстоятельствах решение суда постановлено с существенным нарушением вышеуказанных норм процессуального права и подлежит отмене, а производство по гражданскому делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 220, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2019 года по настоящему делу отменить, производство по гражданскому делу № 2-518/2019 по иску Мищенко А.М. к Совету Кааламского сельского поселения о возложении обязанности принять решение об утверждении (увеличении) размера должностного оклада прекратить.
Председательствующий
Судьи