Дело № 2-514/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Букреевой А.В.,
с участием прокурора - помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области Лекомцева К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению «Дьяковский лесхоз» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах,
установил:
Истец заместитель прокурора Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению «Дьяковский лесхоз» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах на том основании, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ГАУ «Дьяковский лесхоз» требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой выявлены нарушения в названной сфере. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору названного учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений №№, которое рассмотрено, однако, меры по устранению недостатков ГАУ «Дьяковский лесхоз» приняты не в полном объеме. В силу ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы действующим в настоящее время приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждено Положение о пожарно-химических станциях, которым установлено, что пожарно-химические станции подразделяются на три типа: ПХС-1, ПХС-2 и ПХС-3. Проверкой установлено, что приказом ГАУ «Дьяковский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №№-П в названном учреждении организована пожарно-химическая станция 1 типа (далее - ПХС-1). Также, ДД.ММ.ГГГГ директором учреждения утвержден Паспорт ПХС-1. Согласно п.4 приказа ГАУ «Дьяковский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №№-П «О подготовке к пожароопасному сезону 2016 года» мастеру организации Д.А.А. указано укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря и оборудования, обеспечить наличие техники в соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 №549. Однако организованная в учреждении ПХС-1 не отвечает требованиям, установленным Положением.Вопреки требованиям п.4 раздела I Положения приказ учреждения от №№-П «Об организации в ГАУ Дьяковский лесхоз ПХС-1 типа» не согласован с органом управления лесным хозяйством субъекта РФ - Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области. Согласно п.1 раздела VI Положения ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта. По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях. В силу п.З раздела VI Положения в целях определения показателей пожарной опасности погоды при ПХС должен находиться метеопункт, если обслуживаемая ПХС территория находится на расстоянии более 25 км. от ближайшей метеостанции. В обязательном порядке ведется журнал пожарной опасности погоды. В нарушение указанных требований при ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» отсутствует метеопункт, журнал пожарной опасности погоды в учреждении не ведется. Согласно Приложению 1 к Положению в ПХС-1 должен иметься 1 бригадир лесопожарной бригады и от 6 до 12 рабочих лесопожарных бригад (лесоводов). Проверкой установлено, что вопреки названых требований в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется бригадира лесопожарной бригады и от 6 до 12 рабочих лесопожарных бригад (лесоводов), что подтверждается разделом 3 Паспорта. В Приложении 2 к Положению указано, что в ПХС-1 должен быть один из «основных лесопожарных агрегатов»: а) автоцистерна лесная пожарная, лесопатрульный автомобиль, лесопожарный модуль типа «Которна»; б) трактор лесопожарный, лесопожарный агрегат класса 30 кН; в) лесопожарный вездеход грузоподъемностью до 6 т. Вопреки данным положениям в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется ни одного из основных лесопожарных агрегатов. Пунктами 4, 15 Приложения 2 к Положению установлена необходимость наличия на ПХС-1 «основных лесопожарных агрегатов»: 1 тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с., а также 3 Радиостанции возимых (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения). В нарушение данных требований на ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется 3 Радиостанций возимых. Приказом директора ГАУ «Дьяковский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №№ в учреждении в целях эффективной организации работ и оперативного взаимодействия при тушении лесных пожаров в 2016 году организованы 2 мобилизационные группы. В пунктах 3, 15, 16, 8, 9, 15, 16 Приложения 2 к Положению указана необходимость наличия на ПХС-1 «технологической оснастки»: 1 ствол торфяной; 1 прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр; 2 съемных контейнера (по количеству бригад) для перевозки пожарного инвентаря (не стандартных). Несмотря на приведенные требования в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется 1 ствола торфяного, 1 прибора для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомера, психрометра. Пунктами 8, 9, 15, 16 Приложения 2 к Положению указана необходимость наличия на ПХС-1 «Организационно-технической оснастки»: спальных мешков и палаток на 8-12 человек по числу членов команды, 2 биноклей и 2 компасов Андрианова. Вопреки указанных требований в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется спальных мешков и палаток на 8-12 человек по числу членов команды, 2 биноклей и 2 компасов Андрианова. В пунктах 1 и 2 Приложения 2 к Положению установлена необходимость наличия на ПХС-1 «вспомогательных материалов» для усиления огнетушащих свойств воды: 1 т. огнетушащего состава и 50 кг. смачивателей (ДБ, сульфанол, НП- 1 и другие моющие средства). В нарушение названных положений в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется «вспомогательных материалов» для усиления огнетушащих свойств воды: 1 т., огнетушащего состава и 50 кг. смачивателей (ДБ, сульфанол, НП-1 и другие моющие средства). Паспорт ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не соответствует требованиям Положения, так как в перечне пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи, постоянно закрепленных за станцией отсутствует графа 8 «отметка о проводившихся ремонтах» (Приложение 5 к Положению). Также, в ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется журнала учета огнегасящих средств и смачивателей (Приложение 8); расписания лесопожарных расчетов ПХС (Приложение 9); карточки учета работ пожарно-химической станции за 2016 год, условных обозначений выездов, журнала учета остатка огнегасящих химикатов и смачивателей на 1 число следующего месяца, журнала учета затрат труда личного состава, машино-смен техники, транспорта в отчетном месяце, журнала учета работы личного состава ПХС (Приложение 11); журнала аттестации ПХС (Приложение 12); журнала пожарной опасности по условиям погоды (Приложение 13); объекты и помещения ПХС не обеспечены условными знаками противопожарного устройства лесов (Приложение 14), а журнал учета инструктажа, технической учебы и тренировок, проведенных с личным составом ПХС, имеющийся в Паспорте на ПХС-1в учреждении не заполнен. Кроме того, директором ГАУ «Дьяковский лесхоз» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №№, состоящий из пунктов 3, 4, 5, а также ДД.ММ.ГГГГ изданы приказы №№ и №№, с которыми работники лесхоза под роспись не ознакомлены, что свидетельствует о нарушении требований статьи 22 Трудового кодекса РФ. Выявленные в ходе данной проверки нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах являются негативным последствием ненадлежащей организации работы учреждения в части оснащения ПХС, которые ГАУ «Дьяковский лесхоз» не устранены по результатам рассмотрения представления прокуратуры района. В случае возникновения пожара в лесу, перечисленные нарушения законодательства могут привести к причинению вреда жизни и здоровью работников Лесхоза, а также иных граждан, которые могут находиться в непосредственной близости от лесного массива. Кроме того, указанные недостатки в деятельности ГАУ «Дьяковский лесхоз» в случае возникновения пожара могут привести к повышению риска причинения вреда окружающей среде, в частности лесной полосе. Определить круг вышеуказанных граждан, не представляется возможным, т.к. точное количество желающих пребывать в лесном массиве, а также работников ГАУ «Дьяковский лесхоз» постоянно меняется. В связи с этим, данное исковое заявление предъявлено прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании этого прокурор обратился в суд с указанным иском о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил обязать ответчика обеспечить наличие и постоянное ведение журнала пожарной опасности погоды на период пожароопасного сезона, обеспечить наличие бригадира лесопожарной бригады и от 6 до 12 рабочих лесопожарных бригад (лесоводов) в срок до 01.04.2017г.,обеспечить наличие в исправном техническом состоянии в ПХС-1 организации автоцистерны лесной пожарной и лесопатрульного автомобиля в срок до 01.04.2017г., обеспечить наличие 2 биноклей и 2 компасов Андрианова в срок до 01.04.2017г., обеспечить наличие «вспомогательных материалов» для усиления огнетушащих свойств воды: 250 литров огнетушащего состава и 10 кг.смачивателей (ДБ, сульфанол, НП-1) в срок до 01.04.2017г., обеспечить надлежащее ведение журнала учета огнегасящих средств и смачивателей; расписания лесопожарных расчетов ПХС; карточки учета работ пожарно-химической станции, условных обозначений выездов; журнала учета остатка огнегасящих химикатов и смачивателей на 1 число следующего месяца; журнала учета затрат труда личного состава, машино-смен техники, транспорта в отчетном месяце; журнала учета работы личного состава ПХС; журнала аттестации ПХС; журнала пожарной опасности по условиям погоды в срок до 01.04.2017г., оборудовать объекты и помещения ПХС-1 условными знаками противопожаного устройства лесов в срок до 01.04.2017г. обеспечить заполнение в организации журнала учета инструктажа, технической учебы и тренировок, проведенных с личным составом ПХС, имеющийся в паспорте на ПХС-1, в срок до 01.04.2017г.
В судебном заседании помощник прокурора Лекомцев К.П. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика Куливар Д.А., адвокат Караева И.А. о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представили заявления о признании уточненных исковых требований в полном объеме, последствия признания иска ст. ст. 39, 173 ГПК РФ разъяснены, письменные заявления приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседания не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ч.3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Последствия признания иска ответчику судом разъяснены и понятны.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд, принимая признание ответчиком иска, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствование укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417).
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе организации использования и охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пп. "б" п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности) меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Правила пожарной безопасности устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Судом установлено и следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, устава ГАУ «Дьяковский лесхоз», приказа №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Министра природных ресурсов и экологии Саратовской области «О Куливаре Д.А..», учредителем государственного автономного учреждения «Дьяковский лесхоз» является Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, наименование деятельности – лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, учреждение подведомственно и подотчетно министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, директор – Куливар Д.А.(л.д. 43, 44-51, 52-62)
Согласно п. 1,2 Положения о пожарно-химических станциях (далее - Положение о ПХС), утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167, Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон.
Пожарно-химическая станция 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.
Приказом директора ГАУ «Дьяковский лесхоз» Куливара Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ. №№ организована ПХС - 1 типа сезонного функционирования, утвержден паспорт ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» (л.д. 14-18)
В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Календарные сроки содержания ПХС, состав руководства, структура команд и оснащения, размер обслуживаемой территории, регламент работы зависят от лесопирологических условий конкретного региона, а также функционального назначения лесов.
В приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения ГАУ «Дьяковский лесхоз» требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой выявлены нарушения в названной сфере. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору было внесено представление об устранении выявленных нарушений №№ (л.д. 30-34), которое рассмотрено, однако, меры по устранению недостатков ГАУ «Дьяковский лесхоз» приняты не в полном объеме (л.д. 27-29).
Указанные обстоятельства также следуют из приказов от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.л.д. 20,21,22).
Так, согласно п.4 приказа ГАУ «Дьяковский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О подготовке к пожароопасному сезону 2016 года» мастеру организации Д.А.А. указано укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря и оборудования, обеспечить наличие техники в соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 №549. Однако организованная в учреждении ПХС-1 не отвечает требованиям, установленным Положением. Вопреки требованиям п.4 раздела I Положения приказ учреждения от №№ «Об организации в ГАУ Дьяковский лесхоз ПХС-1 типа» не согласован с органом управления лесным хозяйством субъекта РФ - Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области. Согласно п.1 раздела VI Положения ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта. По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях. В силу п.З раздела VI Положения в целях определения показателей пожарной опасности погоды при ПХС должен находиться метеопункт, если обслуживаемая ПХС территория находится на расстоянии более 25 км. от ближайшей метеостанции. В обязательном порядке ведется журнал пожарной опасности погоды. В нарушение указанных требований при ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» отсутствует метеопункт, журнал пожарной опасности погоды в учреждении не ведется. Согласно Приложению 1 к Положению в ПХС-1 должен иметься 1 бригадир лесопожарной бригады и от 6 до 12 рабочих лесопожарных бригад (лесоводов). Проверкой установлено, что вопреки названых требований в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется бригадира лесопожарной бригады и от 6 до 12 рабочих лесопожарных бригад (лесоводов), что подтверждается разделом 3 Паспорта. В Приложении 2 к Положению указано, что в ПХС-1 должен быть один из «основных лесопожарных агрегатов»: а) автоцистерна лесная пожарная, лесопатрульный автомобиль, лесопожарный модуль типа «Которна»; б) трактор лесопожарный, лесопожарный агрегат класса 30 кН; в) лесопожарный вездеход грузоподъемностью до 6 т. Вопреки данным положениям в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется ни одного из основных лесопожарных агрегатов. Пунктами 4, 15 Приложения 2 к Положению установлена необходимость наличия на ПХС-1 «основных лесопожарных агрегатов»: 1 тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с., а также 3 Радиостанции возимых (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения). В нарушение данных требований на ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется 3 Радиостанций возимых. Приказом директора ГАУ «Дьяковский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ №№ в учреждении в целях эффективной организации работ и оперативного взаимодействия при тушении лесных пожаров в 2016 году организованы 2 мобилизационные группы. В пунктах 3, 15, 16, 8, 9, 15, 16 Приложения 2 к Положению указана необходимость наличия на ПХС-1 «технологической оснастки»: 1 ствол торфяной; 1 прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомер, психрометр; 2 съемных контейнера (по количеству бригад) для перевозки пожарного инвентаря (не стандартных). Несмотря на приведенные требования в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется 1 ствола торфяного, 1 прибора для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомера, психрометра. Пунктами 8, 9, 15, 16 Приложения 2 к Положению указана необходимость наличия на ПХС-1 «Организационно-технической оснастки»: спальных мешков и палаток на 8-12 человек по числу членов команды, 2 биноклей и 2 компасов Андрианова. Вопреки указанных требований в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется спальных мешков и палаток на 8-12 человек по числу членов команды, 2 биноклей и 2 компасов Андрианова. В пунктах 1 и 2 Приложения 2 к Положению установлена необходимость наличия на ПХС-1 «вспомогательных материалов» для усиления огнетушащих свойств воды: 1 т. огнетушащего состава и 50 кг. смачивателей (ДБ, сульфанол, НП- 1 и другие моющие средства). В нарушение названных положений в ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется «вспомогательных материалов» для усиления огнетушащих свойств воды: 1 т., огнетушащего состава и 50 кг. смачивателей (ДБ, сульфанол, НП-1 и другие моющие средства). Паспорт ПХС-1 ГАУ «Дьяковский лесхоз» не соответствует требованиям Положения, так как в перечне пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи, постоянно закрепленных за станцией отсутствует графа 8 «отметка о проводившихся ремонтах» (Приложение 5 к Положению). Также, в ГАУ «Дьяковский лесхоз» не имеется журнала учета огнегасящих средств и смачивателей (Приложение 8); расписания лесопожарных расчетов ПХС (Приложение 9); карточки учета работ пожарно-химической станции за 2016 год, условных обозначений выездов, журнала учета остатка огнегасящих химикатов и смачивателей на 1 число следующего месяца, журнала учета затрат труда личного состава, машино-смен техники, транспорта в отчетном месяце, журнала учета работы личного состава ПХС (Приложение 11); журнала аттестации ПХС (Приложение 12); журнала пожарной опасности по условиям погоды (Приложение 13); объекты и помещения ПХС не обеспечены условными знаками противопожарного устройства лесов (Приложение 14), а журнал учета инструктажа, технической учебы и тренировок, проведенных с личным составом ПХС, имеющийся в Паспорте на ПХС-1в учреждении не заполнен. Кроме того, директором ГАУ «Дьяковский лесхоз» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №№, состоящий из пунктов 3, 4, 5, а также ДД.ММ.ГГГГ изданы приказы №№ и №№, с которыми работники лесхоза под роспись не ознакомлены в нарушение ст. 22 Трудового кодекса РФ.
Между тем то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела судом при частичном устранении нарушений оснащенность ПХС ГАУ «Дьяковский лесхоз» пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснасткой и вспомогательными материалами не отвечает требованиям Положения о ПХС в указанной прокурором части, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В нарушение требований приведенных норм законодательства ГАУ «Дьяковский лесхоз» не организовано обеспечение ПХС средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, необходимой противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов ГАУ «Дьяковский лесхоз», окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Принимая во внимание, что прокурором заявлено требование об оснащении ПХС в соответствии с нормативами, являющимися минимально необходимыми, а также обеспечении в ПХС ведения необходимых журналов, исследование лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, с учетом которых оснащение ПХС может осуществляться в объемах, превышающих эти нормативы, не относится к предмету настоящего спора.
С учетом изложенного суд считает уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению «Дьяковский лесхоз» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах удовлетворить.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить наличие и постоянное ведение журнала пожарной опасности погоды на период пожароопасного сезона
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить наличие бригадира лесопожарной бригады и от 6 до 12 рабочих лесопожарных бригад (лесоводов) в срок до 01.04.2017г.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить наличие в исправном техническом состоянии в ПХС-1 организации автоцистерны лесной пожарной и лесопатрульного автомобиля в срок до 01.04.2017г.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить наличие 2 биноклей и 2 компасов Андрианова в срок до 01.04.2017г.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить наличие «вспомогательных материалов» для усиления огнетушащих свойств воды: 250 литров огнетушащего состава и 10 кг.смачивателей (ДБ, сульфанол, НП-1) в срок до 01.04.2017г.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить надлежащее ведение журнала учета огнегасящих средств и смачивателей; расписания лесопожарных расчетов ПХС; карточки учета работ пожарно-химической станции, условных обозначений выездов; журнала учета остатка огнегасящих химикатов и смачивателей на 1 число следующего месяца; журнала учета затрат труда личного состава, машино-смен техники, транспорта в отчетном месяце; журнала учета работы личного состава ПХС; журнала аттестации ПХС; журнала пожарной опасности по условиям погоды в срок до 01.04.2017г.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» оборудовать объекты и помещения ПХС-1 условными знаками противопожаного устройства лесов в срок до 01.04.2017г.
Обязать Государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз» обеспечить заполнение в организации журнала учета инструктажа, технической учебы и тренировок, проведенных с личным составом ПХС, имеющийся в паспорте на ПХС-1, в срок до 01.04.2017г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение месяца.
Судья