Дело № 2а-68/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2017 года п. Кетченеры
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия
в составе: председательствующего судьи Шипиева М.Б.,
при секретаре Баркуевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Манжиева И. Б. к Министерству внутренних дел Республики Калмыкия о восстановлении срока обращения в суд и о признании неправомерным отказа в выдаче справки о реабилитации,
у с т а н о в и л :
Манжиев И.Б. обратился в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ферма №. Его родители: отец Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и мать С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как и весь калмыцкий народ, ДД.ММ.ГГГГ подверглись политическим репрессиям по национальному признаку и были выселены на спецпоселение в Сибирь. В 1957 году их семья вернулась домой в Калмыцкую автономную область.
МВД РК отказало ему в выдаче справки о реабилитации, поскольку он родился после снятия с учета спецпоселения калмыков.
Считает отказ незаконным и необоснованным и просит обязать МВД РК выдать ему справку о реабилитации. Кроме того, просит восстановить срок обращения в суд с указанным иском, поскольку пропустил его ввиду незнания закона.
В судебном заседании административный истец Манжиев И.Б. поддержал административный иск и просил его удовлетворить. Пояснил, что пропустил срок обращения в суд по уважительной причине, письмо МВД РК получил по почте ДД.ММ.ГГГГ, но конверт утерял. В декабре 2016 года обращался в районный суд с исковым заявлением, но поскольку оформил его неправильно, написал заявление о возвращении, о чем имеется определение суда. В итоге пропустил несколько дней.
Представитель административного ответчика - МВД по РК в суд не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном порядке, о причинах неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав Манжиева И.Б., исследовав материалы дела, суд находит ходатайство о восстановлении срока обращения в суд и административное исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 5 и ч. 7 указанной статьи, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено и следует из копии сообщения Информационного Центра МВД по Республике Калмыкия, что ДД.ММ.ГГГГ Манжиеву И.Б. отказано в реабилитации, разъяснено о праве обращения в суд с заявлением об установлении факта применения репрессий.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, последний срок обращения в суд с настоящим административным иском истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно административному исковому заявлению, Манжиев И.Б. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного трехмесячного срока обращения в суд.
Из пояснений административного истца следует, что письмо ИЦ МВД РК, датировано 13 октября 2016 года, однако фактически он получил его по почте 20 октября 2016 года, конверт не сохранил. 07 декабря 2016 года подал в районный суд заявление об оспаривании действий МВД РК, однако из – за незнания закона – КАС РФ, оформил его в ненадлежащем порядке, в связи с чем попросил его возвратить.
Согласно копии определения Сарпинского районного суда РК от 09 декабря 2016 года заявление Манжиева И.Б. об оспаривании действий МВД РК по отказу в выдаче справки о реабилитации от 07 декабря 2016 года возвращено заявителю.
Учитывая обстоятельства, приведенные административным истцом в обоснование своих доводов, суд признает их достаточными для признания причины пропуска срока для обращения в суд уважительными. В связи с чем, считает необходимым ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворить.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В силу ст. 1.1 указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам с родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Из материалов дела усматривается, что М. родился ДД.ММ.ГГГГ и его родителями являются Б. и С., что подтверждается копией свидетельства о рождении.
Согласно копии справки о реабилитации Б. в соответствии с Указом ПВС СССР № 115/144 от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» подвергся политическим репрессиям по национальному признаку и 28 декабря 1943 года выселен в административном порядке на спецпоселение в Новосибирскую область, впоследствии он реабилитирован посмертно.
Из письма ИЦ МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заявителю отказано в выдаче справки о реабилитации.
МВД РК мотивирует отказ тем, что Манжиев И.Б. родился после снятия с учёта спецпоселения калмыков, то есть после принятия Указа ПВС СССР от 17 марта 1956 года «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении».
Однако данный указ лишь снял ограничения по спецучёту калмыков, но не восстановил полностью их в правах.
Снятие с учёта спецпоселения не означает полной реабилитации и восстановления в правах и свободах калмыцкого народа. Фактически калмыки остались на спецпоселении, так как им не разрешалось возвращаться к прежнему месту жительства.
Указом ПВС СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» от 9 января 1957 года, восстановившим государственность калмыцкого народа, признаны утратившими силу Указ ПВС СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе СССР» от 27.12.1943 года и ст. 2 Указа ПВС СССР «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении» от 17.03.1956 года в части запрещения калмыкам возвращаться на прежнее место жительства.
Между тем данный Указ был утвержден Верховным Советом СССР 11 февраля 1957 года Законом СССР №238 «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов».
При таких обстоятельствах, суд признает доводы административного истца обоснованными, поскольку он родился 08 февраля 1957 года, то есть до вступления в силу Закона СССР №238 от 11 февраля 1957 года «Об утверждении Указа ПВС СССР от 9 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР». Только после вступления в силу вышеуказанного закона весь калмыцкий народ был полностью восстановлен в своих правах, ему можно было свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, вернуться на родину.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым административное исковое заявление удовлетворить.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь вышеуказанной нормой, суд считает необходимым обязать МВД РК в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу выдать заявителю справку о реабилитации и, сообщить об этом в суд.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное дело по административному иску Манжиева И. Б. к Министерству внутренних дел Республики Калмыкия о восстановлении срока обращения в суд и о признании неправомерным отказа в выдаче справки о реабилитации удовлетворить.
Восстановить Манжиеву И. Б. срок обращения в суд с административным иском.
Признать неправомерными действия Министерства внутренних дел Республики Калмыкия по отказу в выдаче справки о реабилитации Манжиеву И. Б..
Обязать Министерство внутренних дел Республики Калмыкия выдать Манжиеву И. Б., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ на ферме №<адрес>, справку о реабилитации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом суду.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарпинский районный суд РК.
Председательствующий М.Б. Шипиев