Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 08.11. 2011 года
Федеральный суд <адрес> в составе председательствующего Абдурахманова А.В., при секретаре Серафонтовой Р.И., с участием представителя истца ОХР, представителя УФК РФ по РД., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску МХС к Министерству финансов Российской Федерации и УФК РФ по РД о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности
УСТАНОВИЛ:
МХС обратился в суд с иском к МФ РФ и УФК по РД о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он был задержан в качестве подозреваемого по уголовному делу, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ, и помещен в ИВС при УВД <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом <адрес> ему в качестве подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским судом <адрес> срок содержания под стражей обвиняемому МХС продлен до 4х месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Заместителем начальника СО при ОВД по <адрес> МХС предъявлено обвинение по ч.2 ст.208 и ч.2 ст.222 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским судом <адрес> срок содержания МХС под стражей вновь был продлен до 5ти месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским судом <адрес> срок содержания МХС под стражей вновь продлен до 6-ти месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ приговором Верховного суда Республики Дагестан с участием присяжных заседателей МХС оправдан на основании п.1 ч.1 ст24, п.1 ч.2 ст. 302, ч.1 ст.348 и п. 2 ст. 350 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении МХС отменена и он освобожден из -под стражи в зале суда.
Кассационным определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ кассационное представление государственного обвинителя на приговор Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Таким образом, МХС находился под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.е. 9 месяцев и 18 дней.
В результате незаконного привлечения МХС к уголовной ответственности и незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу ему причинены глубокие нравственные и физические страдания.
Обвинением в совершении преступления, которого он не совершал, было унижено его человеческое достоинство. Психологическое потрясение и охвативший его страх за свою судьбу от предъявленного обвинения в совершении тяжких преступлений, санкция которых предусматривает до 5 и 6 лет лишения свободы были очень глубокими, так как МХС за годы своей жизни не имел даже приводов в милицию.
Длительное пребывание в тюрьме, в условиях отсутствия нормального питания, негативно отразилось на его здоровье. Содержание в следственном изоляторе стало причиной обострения имевшихся у меня хронических болезней. В течение месяца после освобождения он вынужден был проходить курс повторного интенсивного лечения. Отдельные симптомы болезней ему не удается вылечить до сих пор.
Возбуждение в отношении МХС уголовного дела и заключение его под стражу стало настоящим ударом по его репутации. Незаконное привлечение МХС к уголовной ответственности негативно отразилось на его карьере.
МХС до настоящего времени унизительно оправдывается перед знакомыми и родственниками, объясняя им, что к преступлению, в котором его обвиняли, он не имеет никакого отношения. Но, не смотря не все его старания, он замечает, что в глазах большинства родственников и знакомых он остается преступником.
Незаконное привлечение МХС к уголовной ответственности тяжело пережила и его семья.
Он был вынужден уехать для проживания за пределы Республики Дагестан на крайний север, где и проживает по настоящее время.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.ст. 1070 и 1100 ГК РФ, моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания возмещается за счет Казны Российской Федерации в полном объеме.
Согласно ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В силу требований ст.152 ч.1 ГК РФ жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения является личными неимущественными правами каждого гражданина.
Размер и компенсация морального вреда зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п.2 ч.1 ст.151 ГК РФ).
Степень нравственных и физических страданий истца оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в п.8 своего Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) так же указал, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении степени нравственных страданий суд учитывает, что МХС. был незаконно обвинен в совершении тяжких преступлений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился под стражей. Так же суд принимает во внимание доводы МХС о том, что факт его задержания стал предметом огласки и пересудов среди знакомых и родственников И даже после освобождения из-под стражи, отношение к нему не только знакомых, но и близких друзей и родственников изменилось, что причиняло ему дополнительные нравственные страдания.
С учетом анализа представленных в суд доказательств, степени и физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 900000 рублей (девятьсот тысяч рублей).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МХС, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МХС в счет компенсации морального вреда 900000 рублей (девятьсот тысяч рублей), а в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вынесения.
Председательствующий А. В. Абдурахманов