№2-2032/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Федяевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Верховского района Орловской области в интересах Романовой О.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Романовой О.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств и понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указав, что Романова О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом №*** группы, находится на диспансерном учете в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального и регионального бюджета.
По рекомендации врача Романова О.В. нуждается в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты> (торговые названия <данные изъяты>) 3 раза в день. Месячная потребность Романовой О.В. в лекарственном препарате <данные изъяты> составляет 4 упаковки по 100 мг № 50 в месяц.
ДД.ММ.ГГ Романовой О.В. был выписан рецепт серии АК №*** на лекарственный препарат <данные изъяты> (торговые названия <данные изъяты> Между тем, указанным лекарственным препаратом за счет бюджетных денежных средств Романова О.В. не была обеспечена, приобрела за свой счёт препарат <данные изъяты> 100 мг. №*** стоимостью 1350 руб., что подтверждается товарным чеком №*** от ДД.ММ.ГГ. Так же по рецептам серия АК №*** от ДД.ММ.ГГ и АК №*** от ДД.ММ.ГГ Романовой О.В. приобретён препарат <данные изъяты> 100 мг. №50 1 упаковка стоимостью 1350 руб. каждая, всего на сумму 2700 рублей, что подтверждается товарными чеками №*** от ДД.ММ.ГГ и №*** от ДД.ММ.ГГ соответственно. По рецепту от ДД.ММ.ГГ серия №*** №*** Романова О.В. так же не была обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> (торговые названия <данные изъяты>, <данные изъяты>), ввиду чего приобрела его на собственные средства, а именно <данные изъяты> 100 мг. №50 1 упаковка стоимостью 1350 руб., что подтверждается товарным чеком №*** от ДД.ММ.ГГ.
Сумма потраченных денежных средств на 4 упаковки лекарственного препарата <данные изъяты> (торговые название <данные изъяты>) по 100 мг. №50 составила 5400 рублей.
Просит суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Романовой О.В., в счет понесенных ею убытков на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> (торговое название <данные изъяты> денежные средства в размере 5400 рублей; обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Романову О.В. лекарственным препаратом «Клозапин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
В судебное заседание представитель прокурора Верховского района Орловской области, Романова О.В. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее -Федеральный закон № 178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
В силу Указа Президента РФ от 02.10.1992 г. N 1157 (ред. от 01.07.2014 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Порядок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее -Постановление Правительства РФ № 890) утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам относятся граждане, страдающие онкологическими заболеваниями и неработающие инвалиды 2 группы.
В соответствии с указанным Перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.
В ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 г. № 399 (далее - Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
В соответствии с п. 5.7 Постановления, а также Порядком лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 26.11.2015 №517, на Департамент здравоохранения Орловской области возложены обязанности по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, закупленными по государственным контрактам; организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
В силу ст.ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению.
В судебном заседании установлено, что Романова О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом №*** группы, находится на диспансерном учете в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального и регионального бюджета.
По рекомендации врача Романова О.В. нуждается в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты> 100-50-100 мг. (торговые названия <данные изъяты>, <данные изъяты>) 3 раза в день.
Месячная потребность Романовой О.В. в лекарственном препарате <данные изъяты> составляет 4 упаковки по 100 мг №*** в месяц.
ДД.ММ.ГГ Романовой О.В. был выписан рецепт серии АК №*** на лекарственный препарат <данные изъяты> (торговые названия <данные изъяты>, <данные изъяты>). Между тем, указанным лекарственным препаратом за счет бюджетных денежных средств Романова О.В. не была обеспечена, приобрела за свой счёт препарат <данные изъяты> 100 мг. №50 1 упаковка стоимостью 1350 руб., что подтверждается товарным чеком №*** от ДД.ММ.ГГ.
Так же по рецептам серия АК №*** от ДД.ММ.ГГ и АК №*** от ДД.ММ.ГГ Романовой О.В. приобретён препарат <данные изъяты> 100 мг. №*** упаковка стоимостью 1350 руб. каждая, всего на сумму 2700 рублей, что подтверждается товарными чеками №*** от ДД.ММ.ГГ и №*** от ДД.ММ.ГГ соответственно.
По рецепту от ДД.ММ.ГГ серия №*** №*** ФИО1 так же не была обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> (торговые названия <данные изъяты>, <данные изъяты>), ввиду чего приобрела его на собственные средства, а именно <данные изъяты> 100 мг. №50 1 упаковка стоимостью 1350 руб., что подтверждается товарным чеком №*** от ДД.ММ.ГГ.
Сумма потраченных денежных средств на 4 упаковки лекарственного препарата <данные изъяты> (торговые название <данные изъяты>) по 100 мг. №50 составила 5400 рублей.
Право Романовой О.В. на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственным препаратом <данные изъяты> (торговые названия <данные изъяты>, <данные изъяты> не поставлено законом в зависимость от какого-либо норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Орловской области в полном объеме.
Отсутствие достаточного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Верховского района Орловской области в интересах Романовой О.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области о взыскании денежных средств и понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Романовой О.В. денежные средства в размере 5400 рублей.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Романову О.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» (торговые названия <данные изъяты>, <данные изъяты>) в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения.
Судья Ю.С. Самойлова