Дело № 2-598/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2015 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.,
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием заместителя прокурора Топчихинского района Тагинцевой В.А.,
представителя ответчика Трусова Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа» о возложении обязанности оборудовать учреждение видеонаблюдением, к администрации Топчихинского района о возложении обязанности осуществить финансирование оборудования видеонаблюдения,
у с т а н о в и л :
8 октября 2015 г. и.о. прокурора Топчихинского района Тагинцева В.А. обратилась в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Топчихинского района осуществить финансирование на оборудование видеонаблюдения МБОУ дополнительного образования детей «Топчихинская Детско- юношеский спортивная школа» в срок не позднее 15 дней со дня вступления решения в законную силу; возложении обязанности на МБОУ дополнительного образования детей «Топчихинская Детско- юношеский спортивная школа» оборудовать образовательное учреждение видеонаблюдением в срок не позднее 90 дней со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований она, ссылаясь на статью 2 Конституции РФ, пункт 3 статьи 3 Конвенции о правах ребёнка, пункт 4 статьи 3, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, часть 5 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 5.2 приказа Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», письмо Рособразования от 16.01.2009 № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности», указала, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования в средних образовательных учреждениях. В ходе проверки установлено, что в МБОУ дополнительного образования детей «Топчихинская Детско- юношеский спортивная школа» в нарушение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», пункта 5.39 СНиП 31-06-2009, СП 118.13330.2012 отсутствует видеонаблюдение.
Согласно Уставу образовательных учреждений, собственником имущества является муниципальное образование Топчихинский район Алтайского края. Органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустроить прилегающие к ним территории.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Вместе с тем, антитеррористические мероприятия, установленные вышеуказанными нормами законодательства, в части оборудования образовательных учреждений средствами защиты от террористических актов в нормативный правовой акт включены не были, средства на их реализацию в бюджете муниципального образования на 2015 не предусмотрены.
В предварительном судебном заседании 20 октября 2015 г. прокурором было уточнено наименование одного из ответчиков - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа» (сокращённо – МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа»), в настоящем судебном заседании исковые требования им были уточнены в части сроков исполнения решения администрацией Топчихинского района – до 01.04.2016, МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа» – до 01.06.2016.
В настоящем судебном заседании прокурор Тагинцева В.А. настаивала на удовлетворении уточнённых исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Топчихинского района Трусов Е.Д. исковые требования не признал, пояснив, что администрацией района принимаются необходимые меры антитеррористической направленности: в образовательных учреждениях есть лица, которые следят за обстановкой; в здании ДЮСШ есть стенд, на котором размещены все инструкции; имеются кнопки, выеденные на пульт дежурного, установлена пожарная сигнализация. Все эти меры обеспечивают антитеррористическую защищённость. Ни один нормативный акт напрямую не обязывает органы местного самоуправления и образовательные учреждения установить оборудование видеонаблюдения. Профинансировать установку видеокамер не представляется возможным. Кроме того, СНиПы, на которые ссылается прокурор, распространяются только на те здания и сооружения, которые были построены или капитально отремонтированы после введения их в действие, т.е. после 2009 г., а не на все, в том числе и не на ДЮСШ.
Представители ответчика МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа» и третьего лица на стороне ответчиков - комитета по образованию администрации Топчихинского района, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
При этом в предварительном судебном заседании представитель МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа» – директор школы Колмаков Э.Д. в целом против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснив, что в случае, если ДЮСШ будет профинансирована, на установку видеонаблюдения понадобится примерно три месяца.
Представитель комитета по образованию администрации Топчихинского района – его председатель Рибзам Н.А. в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Топчихинского района не соглашалась, ссылаясь на отсутствие в нормативных актах указания об обязательности установления системы видеонаблюдения в школах.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора Тагинцевой В.А., представителя администрации Топчихинского района Трусова Е.Д., изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Закона).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утверждённого приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения, каким, согласно пункту 1.1 Устава, является ответчик Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа.
Судом установлено, не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле, что в учреждении МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа» отсутствует система видеонаблюдения.
Согласно Уставу МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа», учредителем учреждения является муниципальное образование Топчихинский район Алтайского края, функции и полномочия которого осуществляет администрация Топчихинского района Алтайского края.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находятся в совместном ведении как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления, и отсутствие видеонаблюдения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, которые его посещают, а исковые требования прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права детей и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период их нахождении в учреждении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищённости зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделён полномочиями на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищённости зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утверждённая Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищённости является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах доводы, на которые ссылаются представители администрации Топчихинского района и его комитета по образованию, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку не имеют юридического значения.
Действующее законодательство действительно не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Ссылка представителей администрации Топчихинского района, комитета по образованию на то, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оснащения школ системами видеонаблюдения, необоснованны.
Как следует из приведённых выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищённости суд применяет системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, на основании которого приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.
То обстоятельство, что ответчиками в школе разработан антитеррористический паспорт, установлена тревожная кнопка и т.п., не освобождает от установленной законом обязанности обеспечения антитеррористической защищённости здания школы, в том числе оборудования системой видеонаблюдения.
Кроме того, действия ответчика – администрации Топчихинского района, которая в период нахождения дела в суде – 21.10.2015 - уже приобрела для второго ответчика IP-камеру VStarCam Е6892WP (которая, со слов представителя администрации Топчихинского района Трусова Е.Д. в настоящем судебном заседании, оказалась неисправной) свидетельствует о том, что по существу администрацией района признаётся факт необходимости установки системы видеонаблюдения в Детско-юношеской спортивной школе.
Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, заявленный прокурором, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения.
Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор по заявлениям в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц освобождён подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ взыскивается в местный бюджет с ответчика МБОУ ДОД «Топчихинская Детско-юношеская спортивная школа», не освобождённого от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2016 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2016 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░