Гражданское дело № 2-82/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Белоярский 26 января 2016 года
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Солодушкиной Ю.С.,
с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Поповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Махкамову Р. Ж., Отделению Управления федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Белоярском районе о признании постановки на миграционный учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
У С Т А Н О В И Л:
Белоярский межрайонный прокурор в интересах РФ обратился в Белоярский районный суд с исковыми требованиями к Махкамову Р.Ж., ОУФМС России по Свердловской области в Белоярском районе о признании постановки Махкамова Р.Ж. на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной; обязании ОУФМС России по Свердловской области в Белоярском районе снять Махкамова Р.Ж. с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения миграционного законодательства, в ходе которой установлено следующее. ОУФМС России по Свердловской области в Белоярском районе поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> гражданин <адрес> Махкамов Р.Ж. на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, поступившего от Якуба С.В. Махкамов Р.Ж. поставлен на миграционный учет до <дата>. В ходе проведения проверки установлено, что фактически Махкамов Р.Ж. по указанному адресу не проживает, его регистрация по данному адресу носит фиктивный характер, в связи с чем, является недействительной. При проведении проверки опрошена Якуба С.В., которая пояснила, что действительно поставила на миграционный учет по месту своего жительства по адресу: <адрес> иностранных граждан, которые недолго проживали в указанной квартире, затем она попросила их съехать. Однако, при проверке по месту жительства Якуба С.В. установлено, что она проживает в доме барачного типа в комнате с мужем и малолетним ребенком, помещение состоит из одной комнаты без коридора, кухни, туалета и ванной, какие-либо условия для проживания иных лиц в комнате не созданы, метраж, планировка и обстановка комнаты позволяет сделать вывод о том, что какие-либо иные лица в ней никогда не проживали. Следовательно, Махкамов Р.Ж. встал на миграционный учет по вышеуказанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в указанном помещении в течение всего периода миграционного учета по месту пребывания. Соответственно в органы миграционной службы были представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте пребывания Махкамова Р.Ж. Предоставление в ОУФМС по Свердловской области в Белоярском районе несоответствующие действительности сведений о своем намерении проживать по вышеуказанному адресу, повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку целями регистрационного миграционного учета является создание необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей, выработка и реализация государственной политики в сфере миграции, формирование полной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного наблюдения в сфере миграции. Одним из субъектов профилактики экстремистской деятельности являются иностранные граждане. Незаконная постановка на миграционный учет иностранных граждан препятствует надлежащему осуществлению профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Поскольку ответчик фактически не проживает по указанному адресу, его регистрация по месту пребывания имеет фиктивный характер, достижение целей регистрационного учета не представляется возможным.
В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллина Е.С. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Ответчик Махкамов Р.Ж. в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ходатайств об отложении рассмотрения дела также не направлял. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – судебной повесткой по месту регистрации
Ответчик ОУФМС России по Свердловской области в Белоярском района своего представителя в суд не направил.
Третье лицо Якуба С.В. в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела без ее участия, суду доверяет.
Заслушав помощника Белоярского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 11, 12 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 г.
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Как усматривается из материалов дела, Махкамов Р.Ж., <дата> г.р., уроженец <...>, прибывший в Российскую Федерацию <дата>, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>
Белоярской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения миграционного законодательства, в ходе которой установлено, что Махкамов Р.Ж. по указанному адресу не проживает, не находится и никогда не проживал, что подтверждается письменным объяснением Якуба С.В.
Из вышеизложенного следует, что иностранный гражданин Махкамов Р.Ж. никогда не вселялся и не проживал по адресу: <адрес> а в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте его пребывания.
Статьей 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы. Однако в этот перечень не входит возможность снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы в случае нарушения миграционного законодательства.
С учетом вышеприведенных норм закона и фактических материалов дела, суд приходит к выводу, что постановка на миграционный учет иностранного гражданина Махкамова Р.Ж. является недействительной, в связи с чем, ОУФМС России по Свердловской области в Белоярском района обязано снять с миграционного учета по адресу: <адрес> иностранного гражданина Махкамова Р.Ж.
Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать постановку Махкамова Р. Ж., <дата> года рождения, уроженца <...>, на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной.
Обязать Отделение Управления федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Белоярском районе снять Махкамова Р. Ж., <дата> года рождения, уроженца <...>, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий: Ю.С. Солодушкина