Дело № 2-1482/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 27 » февраля 2017 года г. Калининград
Центральный районный суд города Калининграда в составе:
председательствующего судьи Котышевкого С.Ю.,
при секретаре Семеньковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах истца ТЮС к Правительству Калининградской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд в интересах ТЮС с заявлением, указывая, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Балтийского районного суда г. Калининграда < Дата > родители истицы – ТОА и ТСА, - были лишены родительских прав в отношении дочери. Постановлением главы администрации Балтийского района г. Калининграда № от < Дата > ТЮС определена в детский дом «< ИЗЪЯТО >» для пребывания на полном государственном обеспечении с закреплением за ней жилой площади по адресу: < адрес >. Закрепленное за ТЮС муниципальное жилье имеет общую площадь 43,2 кв.м, жилая площадь 24,4 кв.м. По данному адресу на регистрационном учете состоит 6 человек: наниматель МНВ, ТОА, БЕВ, БАВ, ТАС и ТЮС < Дата > ТЮС обратилась в министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, предоставив необходимые документы. По результатам рассмотрения, приказом № от < Дата > ТЮС была включена в указанный выше список. По состоянию на < Дата > ТЮС числится в списке под номером 388. Таким образом, она имеет право на однократное обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области, однако до настоящего времени им не обеспечена. В этой связи прокурор просит суд обязать Правительство Калининградской области предоставить ТЮС благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Калининградской области.
Помощник прокурора Центрального района г. Калининграда ЗДА и истица ТЮС в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Правительства Калининградской области и 3-го лица Министерства социальной политики Калининградской области – ГВА, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, поскольку ТЮС включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Её право на получение жилого помещения не нарушено и не оспаривается, она будет обеспечена жильем в порядке очередности.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Частью 2 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
В силу ч. 1 ст. 4 того же Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», меры, направленные на обеспечение и охрану дополнительных гарантий по социальной поддержке названной категории граждан, обеспечиваются как органами государственной власти Калининградской области, так и органами местного самоуправления.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным законом из Жилищного кодекса РФ исключен п. 2 ст. 2 ст. 57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
26.12.2012 года принят Закон Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами указанного закона Калининградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».
Как было установлено в судебном заседании, ТЮС, < Дата > года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ТЮС родилась в г. Калининграде.
Согласно свидетельству о рождении № № родителями ТЮС, являются отец ТСА, < Дата > года рождения, мать ТОА, < Дата > года рождения.
Решением Балтийского районного суда г. Калининграда от < Дата > мать ТОА и отец ТСА были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ТЮС
Постановлением главы администрации Балтийского района г. Калининграда № от < Дата > ТЮС определена в детский дом «Надежда» для пребывания на полном государственном обеспечении с закреплением за ней жилой площади по адресу: г. Калининград, < адрес >.
Закрепленное за ТЮС муниципальное жилье имеет общую площадь 43,2 кв.м, жилая площадь 24,4 кв.м. По данному адресу на регистрационном учете состоит 6 человек: наниматель МНВ, ТОА, БЕВ, БАВ, ТАС и ТЮС
Руководствуясь п. 1 ст. 43-5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 21.06.2007) < Дата > ТЮС обратилась в министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, предоставив необходимые документы.
По результатам рассмотрения, приказом № от < Дата > ТЮС была включен в указанный выше список. По состоянию на < Дата > ТЮС числится в списке под номером 388.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, выданного Управлением Росреестра по Калининградской области от < Дата >, сведения о зарегистрированные правах на объекты недвижимого имущества у ТЮС отсутствуют.
По сведения Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от < Дата > ТЮС в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на объекты недвижимого имущества в г. Калининграда и Калининградской области не значится.
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещения возложена законодательством на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае – Правительство Калининградской области.
Поскольку ТЮС в установленном порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, то есть ее право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, до настоящего времени не реализовано, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Правительство Калининградской области предоставить ТЮС жилое помещение.
Изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой с соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом и законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренных законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
Согласно ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права ТЮС на обеспечение жильем, суд возлагает на Правительство Калининградской области исполнение государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного помещения за счет средств бюджета Калининградской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Правительство Калининградской области предоставить ТЮС, < Дата > года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2017 года.
Судья