Р Е Ш Е Н И Е к делу № 2а- 300/ 17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 20 » февраля 2017 года г.Белореченск
Белореченский районный суд Краснодарского края, в составе председательствующего судьи Тыль Н.А., при секретаре Усачевой О.С., с участием представителя истца Михайличенко Т.Е., представителя административного ответчика Артеменко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску МО Пшехского сельского поселения Белореченского района к Белореченскому межрайонному прокурору о признании незаконными предписаний прокурора,
у с т а н о в и л :
Административный истец просит признать незаконными предписания Белореченского межрайонного прокурора: 1) № 7-2016/10906 от 14.09.2016 года об устранении нарушений градостроительного законодательства; 2) № 7-01-2016/13100 от 03.11.2016 года об устранении нарушений законодательства о сохранности объектов культурного наследия.
Обосновывая иск, представитель истца показала, что 14.09.2016 года и 03.11.2016 года Белореченским межрайонным прокурором в адрес главы Пшехского сельского поселения вынес представления. В первом (от 14.09.2016 г.) прокурор указал, что главой поселения не рассматривался вопрос о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, акты выполненных работ по документам территориального планирования, что необоснованно, поскольку эти вопросы не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения. Второе представление (от 03.11.2016 г.) также незаконно, т.к. мемориальный комплекс в парке ст.Пшехской Белореченского района по ул.Школьной установлен на месте захоронения защитников Отечества и отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, а также включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ под № 684 по государственному списку недвижимых памятников истории и культуры. При принятии решения об отнесении мемориала к объектам культурного наследия регионального значения Управлением гос.охраны объектов культурного наследия Краснодарского края организовывалась экспертиза, оснований для сомнения в заключении экспертизы не имеется. Вопрос о несоответствии фактически расположенных на территории мемориального комплекса объектов (статуи воина-освободителя, мемориальной доски, аллеи славы, БТР) относится к полномочиям законодательного органа Краснодарского края, актом которого мемориальный комплекс в существующем расположении объектов включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Администрация Пшехского сельского поселения на основании спорного представления прокурора обращалась в Управление гос.охраны объектов культурного наследия Краснодарского края и просила рассмотреть вопрос установления зоны охраны мемориального комплекса в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района. Более того, краевые органы власти прямо указывают на то, что только они решают вопрос проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях уточнения сведений о рассматриваемом объекте культурного наследия и обоснования принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об утверждении его предмета охраны и границ территории. Просит представления признать незаконными, как противоречащие законодательству, нарушающие права и законные интересы истца.
В ходе рассмотрения дела представитель истца заявил ходатайство о восстановлении срока для подачи искового заявления в части обжалования представления № 7-2016/10906 от 14.09.2016 года, как пропущенного по уважительной причине, поскольку, отвечая на данное представление (26.09.2016 г.), глава МО Пшехское сельское поселение, таким образом, его исполнил. Фактически о нарушении своих прав и законных интересов истец узнал лишь 21.12.2016 года, когда прокурор возбудил в отношении главы Пшехского сельского поселения дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ.
Представитель ответчика исковые требования МО Пшехского сельского поселения Белореченского района не признал и пояснил, что, вынося названные представления, прокурор действовал в рамках ФЗ «О прокуратуре РФ». Просит учесть, что истец пропустил 3-месячый срок для оспаривания в судебном порядке предписания от 14.09.2016 года, уважительных причин для его пропуска не усматривается. Считает необоснованными и доводы истца относительно второго предписания от 14.09.2016 года относительно нарушений в сфере территориального планирования и бездействие администрации поселения по инициированию в рамках ст.ст.24,33 ГрК РФ, где ставился вопрос о приведении документов территориального планирования в соответствие с действующим законодательством. Требований о внесении изменений в Генеральный план и другие акты прокурор не выдвигал. В представлении также указано на необходимость устранения нарушений в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям. Представление внесено администрации Пшехского сельского поселения, поскольку именно ею допущены выявленные недостатки, администрация на тот момент обладала полномочиями по инициированию внесений изменений в документы территориального планирования. Кроме того 16.12.2016 года истец согласился в своем письме (ответе) с обжалуемым представлением. Оба представления прокурора не нарушили прав и законных интересов истца, они не возлагают на администрацию незаконных обязанностей, не входящих в круг полномочий истца в рассматриваемый период времени, не порождают негативных последствий, они только преследуют цель понудить к устранению допущенных нарушений закона в добровольном порядке. Просит учесть, что МО Пшехское сельское поселение не является стороной публичного правоотношения, возникающего в связи с проведением прокурорской проверки в органе местного самоуправления и внесением по ее результатам представления об устранении нарушений закона, что исключает возможность обжалования непосредственно муниципальным образованием представлений прокурора.
Далее представитель ответчика пояснил, что представление прокурора от 03.11.2016 года истцом в установленный ФЗ «О прокуратуре РФ» срок не обжаловалось, в суд обратился истец только после возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главы Пшехского сельского поселения по ст.17.7 КоАП РФ, однако в ответе прокурору истец уже был не согласен с представлением. Истец не учел, что объекты, которые включает мемориальный комплекс - это воинские захоронения, они увековечивают память погибших, на которые в полном объеме распространяются требования закона РФ от 14.01.1993 года «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», следовательно, обязанность по установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта в местах, где расположены воинские захоронения, лежит непосредственно на органах местного самоуправления. Ссылка истца на проведение историко-культурной экспертизы при отнесении мемориала к объекту культурного наследия не соответствует действительности и не подтверждена документально, как и факт расположения реставрированного мемориального комплекса на месте воинского захоронения, при этом данное обстоятельство не отменяет обязанность по определению точного места нахождения братских могил, восстановлению мемориальных сооружений в соответствии с требованиями ст.7 закона № 4292-1. Просит в иске отказать в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым административные исковые требования МО Пшехского сельского поселения Белореченского района оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ст.1 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.
Как следует из ст.6 закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего ФЗ, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно ст.24 закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исходя из положений ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, такое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.ч.7,8 ст.219 КАС РФ пропущенный по … уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом … Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, 14.09.2016 года Белореченским межрайонным прокурором в адрес главы Пшехского сельского поселения Сороколатова О.А. направлено представление № 7-2016/10906 об устранении ряда нарушений градостроительного и земельного законодательства, что выразилось: в нарушение п.4 ч.1 ст.2, ч.9 ст.31 Градостроительного кодекса РФ в части несоответствий функциональных зон генерального плана и правил землепользования и застройки, а также схем плана между собой; без учета ч.8 ст.35 Гр.К РФ в плане и правилах не обозначены санитарно-защитные зоны ряда промышленных зон и объектов, вопреки ст.38 Гр.К РФ градостроительный регламент не определяет в полном объеме для всех видов разрешенного использования земельных участков все необходимые параметры; в нарушение ч.2 ст.24, ч.2 ст.33 Гр.К РФ, ст.28 Бюджетного кодекса РФ, несмотря на указанные несоответствия главой местной администрации не рассматривался вопрос о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, акты выполненных работ по разработке документов территориального планирования принимались при наличии в схемах противоречий; в нарушение ч.7 ст.31 Гр.К РФ главой местной администрации в 2015 году не обеспечено опубликование постановления о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки в сети «Интернет»; в нарушение ч.7 ст.28 Гр.К РФ администрацией не обеспечено опубликование заключения о результатах публичных слушаний в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; в нарушение ч.8 ст.31 Гр.К РФ в опубликованном администрацией 06.10.2015 года общении о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки не указаны состав и порядок деятельности комиссии, порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; в нарушение ч.4 ст.39 Гр.К РФ, ч.4 ст.28 ФЗ № 131-ФЗ в сформированных делах об изменении видов разрешенного использования земельных участков отсутствуют соответствующие заявления; в нарушение ч.6 ст.39 Гр.К РФ заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования от 14.01.2016 года не опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте администрации поселения; в нарушение ч.9 ст.39 Гр.К РФ постановления главы поселения от 14.01.2016 года, 19.01.2016 года о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не опубликованы в сети «Интернет»; в нарушение ч.ч.2, 10, 14 ст.46 Гр.К РФ решение о подготовке документации по планировке территории земельного участка на территории Пшехского сельского поселения, заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории, утвержденная документация по планировке территории не размещены на официальном сайте МО в сети «Интернет»; в нарушение п.6 ч.1 ст.39.5 ЗК РФ, ч.6 ст.3 закона КК от 26.12.2014 года «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» администрацией нарушен 30-дневный срок принятия решения о постановке заявителя на учет; вопреки ч.3 ст.3 закона, приложения № 1 к Закону № 3085-ФЗ форма заявления, представляемая для заполнения заявителем, содержит положение о том, что заявитель прилагает уведомления согласно запрашиваемым сведениям из ЕГРП, государственного кадастра недвижимости, похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов об отсутствии у другого родителя зарегистрированных прав на земельные участки, обязанность запроса которых лежит на администрации, в заявлении повсеместно не заполняются сведения о количестве листов в прикладываемых заявителями документах, в нарушение ч.7 ст.3 закона № 3085-ФЗ решения администрации не содержат данные о времени и дате постановки на учет; вопреки ст.6 закона № 3085-ФЗ администрацией до настоящего времени не сформированы перечни земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям; без учета п.4 ч.1 ст.2, п.1 ч.1 ст.6 ФЗ от 27.02.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.13 постановления Правительства РФ от 16.05.2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» администрацией до настоящего времени не разработан регламент по предоставлению земельных участков многодетным семьям; в нарушение п.п.4 п.2 Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2012 года № 489-Р «О некоторых мерах по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае» на официальном сайте МО Краснодарского края в сети «Интернет» не размещена информация о «Горячей линии» по вопросам предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Прокурор потребовал рассмотреть это представление, по результатам рассмотрения принять конкретные меры по исключению и недопущению впредь нарушений градостроительного и земельного законодательства, а также привлечь к дисциплинарной ответственности работников организации, допустивших вышеуказанные нарушения закона /л.д.8-11/.
26.09.2016 года глава Пшехского сельского поселения Белореченского района на представление дал ответ прокурору, где сообщил, что полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений и внесению изменений с 2016 года, в соответствии с законом № 3039-КЗ от 05.11.2014 года, переданы на уровень района, однако администрация Пшехского сельского поселения намерена инициировать внесение в Правила землепользования и застройки на территории Пшехского сельского поселения с целью устранения недостатков, указанных в представлении, таким образом, истец не отрицал своей обязанности устранить выявленное нарушение.
Остальные нарушения, согласно сообщению администрации (ответ от 26.09.2016 г.), либо устранены, либо находятся на стадии устранения /л.д.12-13/, следовательно, именно с этого числа (26.09.2016 г.) необходимо исчислять предусмотренный законом 3- месячный срок для обжалования представления прокурора в судебном порядке, поскольку уже сам ответ содержит несогласие истца с позицией прокурора относительно полномочий МО Пшехского сельского поселения по утверждению генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений и внесению изменений. Это же сообщение администрации свидетельствует о том, что администрация определенную часть нарушений признавала, а не оспаривала, при этом они еще не были устранены.
При таких обстоятельствах, доводы истца о наличии уважительных причин для пропуска срока для обжалования представления прокурора от 14.09.2016 года несостоятельны, оснований для восстановления срока для обжалования представления от 14.09.2016 года не усматривается, что, согласно положений ст.219 КАС РФ, служит основанием в данной части требования искового заявления оставить без удовлетворения.
Позиция главы администрации о том, что, предоставляя прокурору ответ, им фактически были исполнены все требования представления, суд считает необоснованной, поскольку в представлении указан целый комплекс конкретных действий, только совершение которых приведет к исполнению представления, что не было выполнено истцом. В своем представлении прокурор, в том числе, просил рассмотреть представление с участием прокурора, что МО Пшехского поселения Белореченского района просто проигнорировал. Более того, 14.12.2016 года прокурор повторно, до возбуждении дела об административном правонарушении, просил устранить нарушения, указанные в представлениях, что вновь не было исполнено истцом, в связи с чем 16.12.2016 года постановлением Белореченского межрайонного прокурора в отношении должностного лица-главы администрации Пшехского сельского поселения Сороколатова А.О. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, однако, этот вопрос уже не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Не может суд согласиться и с доводами представителя истца относительно незаконности вышеуказанного представления прокурора, поскольку представление мотивированно, законно, оно вынесено в адрес главы Пшехского поселения Белореченского района обоснованно, нарушений прав и законных интересов истца в данном случае не усматривается.
Уставом МО Белореченского района, принятого решением Совета МО Белореченского района от 25.03.2016 года № 271, к вопросам местного значения МО Белореченского района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета МО Белореченский район, утверждение и исполнение бюджета МО Белореченский район, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета МО Белореченский район; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО Белореченский район; осуществление муниципального контроля на межселенной территории муниципального района; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности МО Белореченский район, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории МО Белореченский район, организация в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории. При этом органы местного самоуправления МО Белореченский район вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, соглашения о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета МО Белореченский район в соответствии с БК РФ.
Как следует из п.19 ст.8 Устава Пшехского сельского поселения Белореченского района, принятого решением Совета Пшехского сельского поселения Белореченского района от 03.03.2016 года № 78, к вопросу местного значения поселения относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Согласно договору поручения № на совершение юридических действий, заключенному 28.03.2016 года администрацией Пшехского сельского поселения Белореченского района, Управление имущественных отношений администрации МО Белореченский район принял на себя обязательство совершать от имени и за счет администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района подготовку документов, представление интересов в различных организациях, выдачу документов, консультирование, ведение архива документов, иные действия, указанные в п.1.1 в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных в границах Пшехского сельского поселения по услугам, указанным в п.1.1 договора, в т.ч. подготовка и утверждение схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Следовательно, с этого момента определенные функции своей деятельности администрация Пшехского сельского поселения имела полное право выполнять наравне с администрацией МО Белореченский район, поскольку указанный договор поручения не лишал названную администрацию такой возможности, иного судом не усматривается.
Несмотря на доводы истца, 06.12.2016 года постановлением № главой МО Белореченский район было принято решение приступить к подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории Пшехского сельского поселения Белореченского района, также был утвержден порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки территории Пшехского сельского поселения Белореченского района, утверждены этапы градостроительного зонирования Пшехского сельского поселения, а постановлением № от 25.01.2017 года назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки территории Пшехского сельского поселения Белореченского района.
Суд также пришел к выводу о необоснованности позиции представителя истца в отношении второго представления Белореченского межрайонного прокурора ввиду нижеследующего.
Судом установлено, что ранее в парковой зоне на территории Пшехского сельского поселения Белореченского района был расположен мемориальный комплекс, в том числе памятник воинам, погибшим в годы ВО войны, который в 2010 году по инициативе администрации был реконструирован. Определенное число жителей поселения пришло к выводу, что реконструкцию произвели незаконно, что фактически мемориальный комплекс повредили, поскольку в настоящее время невозможно определить, где находятся захоронения, наименование мемориального комплекса также необоснованно изменили. По этому вопросу граждане обращались в администрацию Пшехского сельского поселения Белореченского района с просьбой ознакомить их с документами по согласованию реконструкции Братских могил в парке ст.Пшехской, но получали отказ, мотивированный тем, что запрашиваемые документы являются служебной перепиской между органами исполнительной власти местного самоуправления и Краснодарского края. Граждане также обратились в органы прокуратуры.
03.11.2016 года Белореченский межрайонный прокурор вынес второе представление № 7-01-2016/13100 об устранении нарушений законодательства о сохранении объектов культурного наследия, в данном случае в отношении мемориального комплекса, расположенного в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района - братская могила 31 чоновца, погибших от рук белогвардейцев 1922 г., братская могила воинов-минометчиков батареи Горлова 1942-1943 годы, могила неизвестного советского солдата 1942-1943 годы, обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г. До настоящего времени не проведена работа по определению зон охраны объекта культурного наследия в соответствии с порядком, определенным законодательством РФ, на основании историко-культурных исследований.
Прокурор в представлении указал, что, несмотря на обращения граждан и на отсутствие у администрации поселения сведений о фактическом месторасположении братских могил, несоответствие наименования мемориального комплекса фактически расположенным на территории мемориального комплекса объектов (статуи воина-освободителя, мемориальной доски, аллеи славы, БТР) администрацией не инициировано проведение работ по определению предмета охраны, границ территории рассматриваемого объекта культурного наследия, а также проведения государственной историко-культурной экспертизы, рассмотрение вопроса о восстановлении объектов, увековечивающих память погибших. И в этом случае прокурор потребовал рассмотреть представление, принять конкретные меры по исключению и недопущению впредь нарушений законодательства в сфере законодательства об объектах культурного наследия, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников администрации, допустивших нарушения закона /л.д.14-16/.
Согласно материалам дела, на второе представление истец также дал ответ прокурору. Так, из письма главы Пшехского сельского поселения Белореченского района № от 02.12.2016 года следует, что мемориальный комплекс в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района установлен на месте захоронения защитников Отечества и отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, он включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под № 684 по государственному списку недвижимых памятников истории и культуры, согласно паспорту объекта культурного наследия от 29.04.2016 года он значится объектом наследия регионального значения с 29.01.1975 года. При принятии решения об отнесении мемориала к объектам культурного наследия регионального значения Управлением гос.охраны объектов культурного наследия Краснодарского края организовывалась экспертиза, при проведении которой исследовались предоставленные и собранные материалы. Вопрос о несоответствии наименования мемориального комплекса фактически расположенных на территории мемориального комплекса объектов не относится к полномочиям Пшехского сельского поселения. Поскольку место захоронения защитников Отечества увековечено мемориальным комплексом регионального значения, полномочия по определению зоны охраны относятся к полномочиям региональных органов государственной власти. Администрация Пшехского сельского поселения на основании представления прокурора обратилась в управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края с письмом о рассмотрении вопроса установления зоны охраны мемориального комплекса в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района /л.д.17-20/.
Согласно закону Краснодарского края от 17.08.2000 года № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», принятому 28.07.2000 года Законодательным Собранием Краснодарского края, мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи Горлова, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы ВО войны, 1959 г., расположенный в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района, входит в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края.
Исходя из требований ст.34 ФЗ от 25.06.2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения /п.13 ч.1 ст.14/.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28.12.2011 г. N 2987-П "О ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "Об организации работы органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по сохранению объектов военной истории" органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано: обеспечить систематическое проведение работ по ремонту и реставрации объектов военной истории, находящихся на территории муниципальных образований Краснодарского края; оформить в установленном порядке правоустанавливающие охранные документы в отношении объектов военной истории и земельных участков, занятых указанными объектами, изготовить и установить информационные щиты на территориях объектов военной истории с объяснением значения памятников.
Мемориальный комплекс, площадью 373 кв.м., кадастровый №, а также земельный участок для обслуживания мемориального комплекса, площадью 643 кв.м., кадастровый №, расположенные в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района являются собственностью администрации Пшехского сельского поселения, что подтверждено документально.
29.04.2016 года управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края утвержден паспорт объекта культурного наследия - мемориального комплекса: братская могила 31 чоновца, погибшего от рук белогвардейцев, 1922 г.; братская могила воинов-минометчиков батареи Горлова, 1942 - 1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942 - 1943 годы, 1959 г.; обелиск в честь земляков, погибших в годы ВО войны, 1959 г., расположенный в парке по ул.Школьной ст.Пшехской Белореченского района, при этом на дату оформления паспорта границы территории, границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территорий данных зон, а также предмет охраны объекта культурного наследия не утверждены.
05.05.2016 года Решением 48 сессии 3 созыва Совета Пшехского сельского поселения Белореченского района № мемориальный комплекс, расположенный на территории парковой зоны ст.Пшехской Белореченского района, являющийся объектом культурного наследия и включенный в единый гос.реестр объектов культурного наследия оставлен без изменений.
Согласно письму руководителя Управления гос.охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 28.11.2016 года в списке памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, имеется памятник «Братская могила, где захоронено 31 человек Чоновцев, погибших от рук белогвардейцев, пирамидальный обелиск высокой 2,5 бетон, сооружен в 1922 году, реставрирован в 1959 году» учтен под номером 684, впоследствии наименование было уточнено - мемориальный комплекс: братская могила 31 чоновца, погибших от рук белогвардейцев, 1922 г., братская могила воинов-минометчиков батареи Горлова, 1942-1943 годы; могила неизвестного советского солдата, 1942-1943 годы, 1959 г., обелиск в честь земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1959 г.». Также в письме указано, что объект, реконструкция которого произведена в 2010 году, уже не является надмогильным сооружением, существовавшим на момент принятия решения Краснодарского крайисполкома от 29.01.1995 года №. Управлением рассматривается вопрос организации проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях уточнения сведений о рассматриваемом объекте культурного наследия и обосновании принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об утверждении его предмета охраны и границ территории /л.д.21-24/.
Согласно ст.8 Устава Пшехского сельского поселения Белореченского района, принятого решением Совета Пшехского сельского поселения Белореченского района от 03.03.2016 года № 78, к вопросам местного значения поселения относятся в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, что подтверждает обоснованность и правомерность позиции Белореченского межрайонного прокурора, выраженной в его втором представлении о полномочиях и обязанностях истца относительно мемориального комплекса, расположенного на территории Пшехского сельского поселения.
Анализируя представленные доказательства, суд не усматривает нарушений действующего законодательства и при вынесении прокурором второго обжалуемого представления. Все выявленные нарушения закона имели место быть в действительности, не допустить их в свое время была обязанность, в том числе, и главы администрации Пшехского сельского поселения, который своевременно должен был согласовать указанный вопрос с компетентными органами краевого значения. При этом ответ главы администрации Пшехского сельского поселения нельзя расценивать как надлежащим образом исполненное представление прокурора по выявленным нарушениям закона.
Администрация Пшехского сельского поселения, осуществляя свою деятельность на основании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, Конституции РФ, федеральных конституционных законов, ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», других федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) и.т.д., при осуществлении реставрации объекта культурного наследия должна иметь разрешительную документацию, которая, государственной или иной тайной, предусмотренной федеральным законом, не является. Граждане, в т.ч. А.П., имеют право ознакомиться с данной документацией, что также предусмотрено ст.21 Устава Пшехского сельского поселения Белореченского района.
Своевременное неисполнение представления в части разработки проекта зон охраны на объект культурного наследия «мемориальный комплекс» администрация Пшехского сельского поселения Белореченского района аргументировала, в том числе, недостаточностью денежных средств, но эти доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие факт принятия должностными лицами необходимых, своевременны и достаточных мер, которые бы способствовали устранению этой проблемы, письма и обращения в вышестоящие инстанции по этому вопросу отсутствуют.
Как следует из материалов дела, 12.12.2016 года глава Пшехского сельского поселения Белореченского района обратился в управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости разработки проекта охранной зоны мемориального комплекса, расположенного в парке ст.Пшехской Белореченского района /л.д.25-26/, фактически признав в этой части законность и обоснованность представления прокурора.
Установленные в судебном заседании обстоятельства являются основанием административные исковые требования МО Пшехского сельского поселения Белореченского района к Белореченскому межрайонному прокурору о признании незаконными предписаний Белореченского межрайонного прокурора: 1) № 7-2016/10906 от 14.09.2016 года об устранении нарушений градостроительного законодательства; 2) № 7-01-2016/13100 от 03.11.2016 года об устранении нарушений законодательства о сохранности объектов культурного наследия, оставить без удовлетворения, в полном объеме, как необоснованные, нарушений прав и законных интересов истца не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования муниципального образования Пшехского сельского поселения Белореченского района к Белореченскому межрайонному прокурору о признании незаконными предписаний прокурора, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Тыль Н.А.