дело № 2а-123/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре Кошман И.В.,
с участием представителя истца - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Брянской области Володько И.В., действующего на основании доверенности № 02-03/000001 от 09.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Брянской области к Найденко Е.К. о взыскании земельного налога и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Найденко Е.К. обязательных платежей и санкций, указав в обоснование, что административный ответчик в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ признан плательщиком земельного налога, так как имел в 2011 году в собственности земельный участок с кадастровым номером 32:32:0030308:36 по <адрес> в <адрес>. Согласно п.п. 1,3 ст. 396 НК РФ, уплата налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии со ст. 409 НК РФ, уплата налога физическими лицами должна была производиться не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ( срок для уплаты налога определяется в зависимости от редакции данной статьи Налогового кодекса, действовавшей на момент образования не6доимки) на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии со ст. 52 НК РФ в сроки не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Единое налоговое уведомление было направлено в адрес плательщика 24.09.2013 года, что подтверждается реестрами об отправке.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, он также признан плательщиком налога на имущество физических лиц, т.к. имел в собственности в 2011 году объект недвижимого имущества по <адрес> в <адрес>.
Согласно п.1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Уплата налога физическими лицами производится не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии со ст. 52 НК РФ в сроки не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Единое налоговое уведомление было направлено в адрес плательщика 24.09.2013 года, что подтверждается реестрами об отправке.
Так как, в установленный налоговым законодательством срок, административный ответчик сумму налогов не уплатил, то в соответствии со ст.69 НК РФ ему было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 53146 от 23.12.2013 года, на сумму <данные изъяты>, в том числе: земельный налог за 2011 год по сроку уплаты 01.11.2013 года в размере <данные изъяты>; пени за неуплату земельного налога по требованию № 53146 от 23.12.2013 года в размере <данные изъяты>; пени за неуплату налога на имущество физических лиц по требованию № 53146 от 23.12.2013 года, исчисленные за период с 20.12.2012 года по 10.02.2013 года в размере <данные изъяты>.
В связи с тем, что сумма задолженности в установленный в требованиях срок в добровольном порядке не уплачена, просит в соответствии со ст. 48 НК РФ, ст.ст. 124-131 КАС РФ взыскать с административного ответчика указанную задолженность, а также восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления, указав уважительной причиной пропуска срока обращение с заявлением в мировой суд о выдаче судебного приказа, в выдаче которого истцу было отказано, а также интересы взыскателя, связанные с пополнением местного бюджета.
Представитель истца - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Брянской области Володько И.В., действующий на основании доверенности № 02-03/000001 от 09.01.2018 года в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Найденко Е.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву, направленному в адрес суда посредством электронной почты, полагает иск необоснованным, поскольку собственником земельного участка с 29.12.2011 года он не является, считает, что все обязательства по уплате земельного налога перешли к новому собственнику этого участка, каковой является Малиновская Н.Д.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пунктами 7 - 9 ст. 31 НК РФ предусматривается, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, плательщиками налога на имущество физических лиц, признаются лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В соответствии с указанной статьей НК РФ, объектом налогообложения признается расположенный в пределах муниципального образования жилой дом.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимости и ведение государственного земельного кадастра, Найденко Е.В. на праве собственности принадлежал жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, отчуждение которых произведено 30.12.2011 года.
Исходя из ст. 397 НК РФ, в редакции, действовавшей в период возникновения правоотношений, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты налога для налогоплательщиков установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное.
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п.п.2,4 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из представленных материалов следует, что налоговым органом Найденко Е.К, как налогоплательщику земельного налога и налога на имущество физических лиц, согласно налоговому уведомлению № 230476 ( л.д. 6) был исчислен земельный налог за 2011 год на сумму <данные изъяты> с указанием срока уплаты до 01.11.2013 года, уведомление было направлено в адрес плательщика.
Однако, в установленный законом срок налогоплательщик Найденко Е.К. земельный налог и налог на имущество с физических лиц не уплатил, в связи с чем, ему было выставлено требование № 53146 от 23.12.2013 г. об уплате земельного налога в сумме <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> со сроком уплаты до 11.02.2014 года.
Направление, как налоговых уведомления, так и требований подтверждается списками почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела.
Административным ответчиком задолженность в добровольном порядке не погашена.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей ( далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечение срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 2 части 2 указанной статьи предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты>.
Как следует из предоставленных материалов, первоначальным (ранним) требованием об уплате транспортного налога, административному ответчику предлагалось исполнить обязательства в срок до 11.02.2014 года (л.д.4). Поскольку сумма задолженности в рассматриваемом случае не превысила <данные изъяты>, налоговый орган имел право обратиться за взысканием недоимки в течении шести месяцев после истечения трехлетнего срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ( требованием №53146 от 23.12.2013 года установлен срок для добровольной оплаты задолженности по налогу 11.02.2014 г.). Следовательно, трехлетний срок истек 11.02.2017 года, а шестимесячный срок для обращения в суд сохранялся до 11.08.2017 года.
С исковым заявлением в Новозыбковский городской суд налоговый орган обратился 25.12.2017 года, т.е. с нарушением срока обращения в суд.
В судебном заседании представителем административного истца поддержано ходатайство о восстановлении пропущенного срока, со ссылкой на то, что предусмотренный законом срок нарушен по уважительной причине. В качестве причин пропуска процессуального срока указывает на обращение с заявлением в мировой суд о вынесении судебного приказа, а также интересы взыскателя, связанные с пополнением местного бюджета.
Согласно абзацу 4 ч.2 ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ установленный срок обращения в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
В судебном заседании установлено, что налоговый орган обращался в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании земельного налога и пени за неуплату земельного налога и налога на имущество физических лиц на общую сумму <данные изъяты>. Определением мирового судьи участка № 45 Новозыбковского судебного района Брянской области от 16 августа 2017 года было отказано в принятии заявления на основании п.2 ч.3 ст. 123.4 КАС РФ в связи с проживанием должника за пределами Российской Федерации.
В силу п.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа. Поскольку такое определение мировым судьей не выносилось, суд не может принять в качестве уважительной причины обращение административного истца в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа по заявленным требованиям, т.к. на момент подачи заявления в мировой суд о выдаче судебного приказа, административному истцу было известно, что налогоплательщик проживает за пределами Российской Федерации.
Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога ( п.1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязанность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных правоотношений. Поэтому, допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам, вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, административный истец без уважительных причин пропустил установленный законом срок обращения в суд.
Поскольку срок обращения с заявлением о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов по неисполненным требованиям на общую сумму, не превышающую <данные изъяты>. истек, уважительных причин пропуска срока не имеется, в связи с чем истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по обязательным платежам и санкциям, то суд, в соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного административного иска.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Брянской области к Найденко Е.К. о взыскании земельного налога, пени за неуплату земельного налога и налога на имущество физических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Соловец