САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-1046/2016 |
Судья: Маженина М.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Подгорной Е.П. |
судей |
Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И. |
при секретаре |
Любимовой А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2016 года гражданское дело № 2-4164/2015 по апелляционной жалобе Е.И.В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2015 года по иску Е.И.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Дальпитерстрой» о взыскании неустойки за нарушение сроков передачи квартиры.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., объяснения истца Е.И.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Е.И.В. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» о взыскании неустойки за нарушение срока передачи квартиры и после уточнения заявленных требований просил взыскать неустойку за период с <дата> по <дата> в размере <...> рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> между ответчиком ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» и Б.С.А. был заключен предварительный договор купли-продажи №..., в соответствии с которыми ответчик обязался в будущем заключить договор купли-продажи квартиры, расположенной по строительному адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с указанными в договоре характеристиками квартиры стоимостью <...> рублей. По условиям договора продавец обязался обеспечить государственную регистрацию своего права собственности на квартиру в срок не позднее окончания второго квартала 2012 года и не позднее 10 дней с даты получения свидетельства о государственной регистрации права собственности направить покупателю уведомление с предложением заключить основной договор, а в последующем не позднее 10 дней с момента получения уведомления покупателем заключить с ним основной договор купли-продажи.
<дата> было заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве, согласно которому Б.С.А. передала права требования и обязательства по названному договору истцу, при этом в соответствии с соглашением основной договор подлежал заключению в указанные в предварительном договоре сроки. Истцом обязательства по оплате объема долевого участия были исполнены в полном объеме, в свою очередь ответчик не исполнил в срок пункты 3.1.1, 3.1.2 договора.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ООО «Лидер Групп», ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, в связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ч. 2 названной статьи в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что <дата> между ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» и Б.С.А. заключен предварительный договор №... купли-продажи, в соответствии с которым ответчик обязался в будущем заключить договор купли-продажи квартиры, расположенной по строительному адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с указанными в договоре характеристиками квартиры стоимостью <...> рублей (л.д. 8-14).
По условиям предварительного договора продавец обязался обеспечить государственную регистрацию своего права собственности на квартиру в срок не позднее окончания второго квартала 2012 года (п. 3.1.1), и не позднее 10 дней с даты получения свидетельства о государственной регистрации права собственности направить покупателю уведомление с предложением заключить основной договор (п. 3.1.2), а в последующем в течение 10 дней с момента получения уведомления покупателем заключить с ним основной договор купли-продажи квартиры (п. 3.1.3).
<дата> между Б.С.А. и Е.И.В. подписано соглашение к названному предварительному договору о перемене лиц в обязательстве по указанному договору, по которому права требования по нему перешли к истцу (л.д. 15-18).
Факт заключения предварительного договора и внесения денежных средств в соответствии с его условиями подтвержден актом о полном исполнении финансовых обязательств от <дата>, подписанным ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» и Б.С.А. (л.д. 21), и ответчиком не отрицался.
Актом о полном исполнении финансовых обязательств от <дата>, подписанным Б.С.А. и Е.И.В. (л.д. 20), также подтверждено полное исполнение финансовых обязательств между ними.
Также в материалы дела представлен договор №... участия в долевом строительстве жилого дома, заключенный <дата> заключенный между ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» (застройщик) и ООО «Дальпитерстрой» (участник долевого строительства), согласно условиям которого застройщик обязался построить жилой дом со встроено-пристроенными помещениями корпус 54 на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>) (л.д. 112-121).
Согласно договору №... об уступке права требования от <дата> (л.д. 54) ООО «Дальпитерстрой» уступило Е.И.В. право требования по отношению к ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» об исполнении обязательств по договору №... участия в долевом строительстве жилого дома от <дата>.
В соответствии с соглашением к предварительному договору №... купли-продажи от <дата>, заключенному <дата> между ООО «Строительная компании «Дальпитерстрой» и Е.И.В., названный предварительный договор подлежит расторжению по соглашению сторон с возвращением уплаченных по нему денежных средств покупателю (л.д. 55).
Согласно акту №... от <дата> по прекращению обязательств зачетом взаимных требований, подписанному между Е.И.В., ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой», ООО «Дальпитерстрой», зачетом прекращены обязательства сторон по договору долевого участия, по договору об уступке права требования и по соглашению о расторжении предварительного договора купли-продажи (л.д. 106).
В дело представлен акт осмотра Е.И.В. квартиры №... от <дата> (л.д. 57); выданные в отношении объекта - жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, корп. 54 на земельном участке по адресу: <адрес>) разрешения на строительство (л.д. 100-102); разрешение на ввод названного объекта в эксплуатацию от <дата> (л.д. 103-105).
В соответствии со ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой названной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства является существенным условием договора.
Договором участия в долевом строительстве жилого дома от <дата> (п. 2.1) установлена обязанность застройщика передать квартиры участнику долевого строительства в порядке, установленном действующим законодательством, в 4 квартале 2014 года, после ввода объекта в эксплуатацию. Стороны договорились, в частности, что в случае невыдачи или несвоевременной выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по обстоятельствам, за которые застройщик не является ответственным, срок передачи квартир подлежит соразмерном увеличению.
Из пункта 1.3 предварительного договора следует, что основной договор должен быть подписан сторонами в сроки, определенные в соответствии с п. 3.1.2, 3.3.1 договора, но не позднее 3 лет с момента подписания предварительного договора.
Условия подписанного сторонами предварительного договора, на условиях которого истец основывает свои требования, не позволяют четко определить срок окончания строительства и взаимосвязанный с ним срок передачи квартиры дольщику. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано 04 марта 2015 года и при исчислении установленных пунктами 3.1.2-3.1.3 сроков от даты получения названного разрешения (не позднее 10 дней с даты получения свидетельства о государственной регистрации права собственности направить покупателю уведомление с предложением заключить основной договор, а в последующем не позднее 10 дней с момента получения уведомления покупателем заключить с ним основной договор купли-продажи) срок заключения основного договора купли-продажи находится за пределами периода (01.08.2012-25.03.2015), за который истец просит взыскать неустойку.
Договорная неустойка за нарушение сроков, установленных в п. п. 3.1.1 3.1.2, не предусмотрена.
Кроме того, материалами дела установлено, что 07 апреля 2015 года предварительный договор купли-продажи расторгнут по соглашению сторон.
Разрешая заявленные требования о взыскании неустойки, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 6 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», установил, что предварительный договор купли-продажи расторгнут по соглашению сторон, оснований для возложения на ответчика ответственности за несвоевременную передачу квартиру по условиям предварительного договора купли-продажи, и соответственно, для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за требуемый им период не имеется.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.
Согласно части 2 статьи 9 названного Федерального закона застройщик в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи (неисполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в срок, превышающий установленный договором срок передачи такого объекта на два месяца) в течение 20 рабочих дней со дня расторжения договора или в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным частью 1.1 настоящей статьи, в течение десяти рабочих дней со дня расторжения договора обязан возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере.
С учетом вышеизложенных норм выводы суда первой инстанции об отказе во взыскании неустойки являются правильными. При этом они не противоречат закону и согласуются с разъяснениями, данными в пункте 29 "Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04 декабря 2013 года, о том, что неустойка, предусмотренная частью 2 статьи 6 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" для случаев нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, при расторжении договора участия в долевом строительстве уплате не подлежит.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что расторжение предварительного договора не может освобождать ответчика от ответственности за нарушение сроков передачи квартиры и взыскании неустойки, предусмотренной частью 2 статьи 6 данного Федерального закона, подлежит отклонению на основании вышеизложенного.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Руководствуясь ст. 327 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: