Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2019 г. с. Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Мильвит С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Арефьева С.П. на постановление главного государственного инспектора Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Пермина С.С. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ должностного лица – главы Администрации МО «Итанцинское» СП Арефьева С. П., <данные изъяты>
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Пермина С.С. от ДД.ММ.ГГГГ № глава Администрации МО «Итанцинское» СП Арефьев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
В постановлении должностным лицом установлено, что главой Администрации МО «Итанцинское» СП Арефьевым С.П. допущены нарушения п. 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390, ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно: в <адрес> до лесных насаждений; в <адрес> от границ застройки по адресам: <адрес> противопожарное расстояние от границ застройки до лесных насаждений вокруг населенных пунктов менее 30 м, что выявлено в ходе внеплановой выездной проверки, осуществленной главным государственным инспектором Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Перминым С.С. ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>
Не согласившись с вынесенным постановлением, Арефьев С.П. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что считает постановление незаконным, так как в <адрес> осуществление мероприятий по обустройству противопожарного расстояния от границ застройки до лесных насаждений не менее 30 м невозможно, лесные насаждения относятся с защитным лесам, сплошная рубка запрещена, застройка в <адрес> осуществлена до ДД.ММ.ГГГГ Свод правил СП 4.13130.2013 на нее не распространяется. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Арефьев С.П. пояснил, что с постановлением не согласен, так как <адрес> построены до ДД.ММ.ГГГГ среди леса, поэтому там, где границы сел расположены вплотную к лесным насаждениям, этот лес относится к гослесфонду Прибайкальского лесничества, от границ застройки до этого леса нет расстояния, необходимого для создания противопожарного разрыва шириной 30 м, без сплошной вырубки леса обеспечить такой разрыв невозможно, а в защитных лесах рубка леса запрещена. В перечне отнесенных к полномочиям поселений мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования создание противопожарных разрывов не указано, это должно было обеспечиваться при новой застройке, а поселение не занимается формированием и предоставлением новых участков и земельным контролем, это полномочия района. Администрация МО «Итанцинское» СП готова создать противопожарные разрывы в населенных пунктах с уже существующей застройкой, если должностными лицами будет предложен законный и исполнимый способ их создания.
В судебном заседании главный государственного инспектор Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Пермин С.С. с доводами жалобы не согласился, поскольку им проверялся населенные пункты <адрес> и их застройка как объекты защиты, которые по требованиям законодательства должны быть защищены от распространения пожара противопожарными разрывами шириной не менее 30 м, поскольку населенные пункты относятся к МО «Итанцинское» СП, где главой Администрации является Арефьев С.П., то за необеспечение первичных мер пожарной безопасности в <адрес> привлечено указанное должностное лицо. Не оспаривает, что обеспечить такой разрыв возможно только сплошной вырубкой леса.
Изучив материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (ч. 1)
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. (ч. 2)
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. (ч. 3)
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, среди прочего, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
К обстоятельствам, подлежащим установлению при рассмотрении дела, относятся:
- обстоятельства совершенного административного правонарушения (установление события административного правонарушения), а также описание времени и места совершения административного правонарушения, последствий, наступивших в результате его совершения;
- описание противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, формы его вины в инкриминируемом правонарушении;
- анализ доказательств, подтверждающих либо опровергающих виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении, рассмотрение их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности;
- анализ иных сведений, являющихся доказательствами, для проведения правильной квалификации деяния, назначения справедливого наказания и исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно п. 36 ст. 2, ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Согласно п. 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения. Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288, определено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
Свод правил СП 4.13130.2013 введен в действие с 29 июля 2013 г. и согласно п. 1.1 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Таким образом, действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов не отнесено обеспечение противопожарных расстояний (противопожарных разрывов) шириной не менее 30 м от границ уже существующей застройки сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) за счет земельных участков лесного фонда федеральной собственности, кроме случаев принятия дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов путем увеличения (создания) противопожарных разрывов по границам населенных пунктов в период действия особого противопожарного режима, установленного органом местного самоуправления на территории муниципального образования (населенного пункта).
В материалах дела и в обжалуемом постановлении не содержатся доказательства того, что застройка <адрес>, граничащая с лесными насаждениями Прибайкальского лесничества, осуществлена после вступления в силу положений Свода правил 4.13130.2013, в которых установлены указанные требования, что Администрацией МО «Итанцинское» СП и ее главой Арефьевым С.П. при реализации своих полномочий не применены нормы указанного Свода правил, а именно при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. В постановлении не указано, какие служебные обязанности в части обеспечения противопожарных разрывов не исполнены либо ненадлежащим образом исполнены главой Администрации МО «Итанцинское» СП, и какими документами эти служебные обязанности установлены.
Суд приходит к выводу, что в границах существующей застройки <адрес> невозможно обеспечить противопожарные расстояния (противопожарные разрывы) шириной не менее 30 м иным способом, нежели сплошной рубкой лесных насаждений, находящихся на расстоянии менее 30 м от существующей границы застройки.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 01 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещаются: 1) сплошные рубки; 2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
При рассмотрении дела должностным лицом не опровергнут довод о том, что границы указанной в постановлении застройки в <адрес> расположены вплотную к лесным насаждениям, этот лес относится к гослесфонду Прибайкальского лесничества, от границ застройки до этого леса нет территорий поселения, на которых возможно создать противопожарные разрывы шириной 30 м без рубки леса, кроме того, не доказана обязанность Администрации МО «Итанцинское» СП осуществлять меры противопожарного обустройства лесов Прибайкальского лесничества в виде прокладки противопожарных разрывов в границах лесного участка в составе земель лесного фонда федеральной собственности, в данном случае Администрация МО «Итанцинское» СП пользователем этих лесных участков не является.
При этом бремя доказывания соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, законности и обоснованности обжалуемого постановления возложено на административный орган.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверяя на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность обжалуемого постановления, при отсутствии в деле относимых и допустимых доказательств того, что Администрацией МО «Итанцинское» СП нарушены требования пожарной безопасности и это нарушение связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей Арефьевым С.П. как главой Администрацией МО «Итанцинское» СП, суд приходит к убеждению о необоснованности содержащихся в постановлении выводов о наличии в действиях главы Администрации МО «Итанцинское» СП Арефьева С.П. состава правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, поскольку эти выводы в обжалуемом постановлении не мотивированы, соответствующие доказательства тому не приведены, как и не представлены суду при рассмотрении жалобы, в связи с чем постановление главного государственного инспектора Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Пермина С.С. от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП, суд
решил:
Постановление главного государственного инспектора Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Пермина С.С. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении должностного лица главы Администрации МО «Итанцинское» СП Арефьева С.П. к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в порядке ст.ст. 30.9, 30.2-30.8 КоАП РФ.
Судья Горковенко С.В.