РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2014 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сурхаева М.Р.
при секретаре Мурадовой Э.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дербента в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «поселок Мамедкала» Дербентского района, о признании автомобильных дорог бесхозными и понуждении к совершению действий по обращению бесхозной недвижимой вещи в муниципальную собственность
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дербента в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО СП «поселок Мамедкала» Дербентского района, об обязании администрации МО СП «поселок Мамедкала» произвести действия по признанию бесхозными автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения МО «поселок Мамедкала»; провести кадастровый учет автомобильных дорог, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами; произвести регистрацию бесхозных автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала» в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; включить автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала» в реестр муниципального имущества МО СП «поселок Мамедкала» и произвести действия по оформлению технических паспортов на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала», присвоению автомобильным дорогам идентификационных номеров.
Мотивируя доводы тем, что Прокуратурой города проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципальных образований Дербентского района.
Проверкой установлено, что администрацией МО СП «поселок Мамедкала» не принято мер по принятию и оформлению в собственность имущества – автомобильных дорог.
Согласно ответа администрации МО СП «поселок Мамедкала», автомобильные дороги по адресу поселок Мамедкала: улицы Н.Алиева, М.Горького, Стальского, К.Саидова, Комарова, Гагарина, Агаева, А.Абубакара, Абдуллаева, расположенные в границах МО СП «поселок Мамедкала» находятся на балансе администрации, однако в реестр муниципального имущества не включены, на них отсутствуют технические паспорта, автомобильным дорогам не присвоены идентификационные номера, автомобильные дороги на кадастровый учет не поставлены.
Из представленной информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД Дербентского районного отдела Управления Росреестра по РД в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запрошенная информация о правах на объекты недвижимого имущества, а именно на автомобильные дороги, расположенные в границах МО СП «поселок Мамедкала». Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В этой связи все автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, являются бесхозными.
Таким образом, администрацией МО СП «поселок Мамедкала» не исполняются требования законодательства о муниципальной собственности, о безопасности дорожного движения, что нарушает интересы неопределенного круга лиц – граждан в лице всех водителей и пешеходов – на удовлетворительное состояние автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.
До настоящего времени не оформлено право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах МО СП «поселок Мамедкала», указанные автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности поселения, сведения о собственнике данных дорог в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не имеются, на них отсутствуют технические паспорта, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени и находятся в неудовлетворительном состоянии, что угрожает безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор г. Дербента Гаджиев И.Н. исковые требования поддержал, в подтверждение доводов привел вышеизложенные обстоятельства. Просил обязать администрацию МО СП «поселок Мамедкала» Дербентского района, произвести действия по признанию бесхозными автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала»; провести кадастровый учет автомобильных дорог, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами; произвести регистрацию бесхозных автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала» в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; включить автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала» в реестр муниципального имущества МО СП «поселок Мамедкала» и произвести действия по оформлению технических паспортов на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала», присвоению автомобильным дорогам идентификационных номеров.
Представитель ответчика Ильбаев Б.Н., глава администрации сельского поселения «поселок Мамедкала» Дербентского района исковые требования признал полностью и пояснил, что в настоящее время готовятся документы по признанию бесхозными автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах «село Татляр», для проведения кадастрового учета автомобильных дорог, а также земельных участков, регистрации бесхозных автомобильных дорог общего и не общего пользования, оформления технических паспортов с присвоением идентификационных номеров и включению этих дорог в реестр муниципального имущества МО СП «поселок Мамедкала».
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Дербента обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года (далее по тексту – Федеральный закон об автомобильных дорогах), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Из ч. 8 ст. 6 Федерального закона об автомобильных дорогах следует, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 8 Федерального закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что автомобильные дороги общего пользования должны иметь наименования, идентификационные номера, которые присваиваются органами местного самоуправления городских округов в отношении автомобильных дорог местного значения. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом соответственно органом местного самоуправления.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии со ст.ст. 15, 17 Федерального закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Кроме того, из п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселений относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что администрацией МО СП «поселок Мамедкала» не оформлено право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах МО СП «поселок Мамедкала» указанные автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности поселения, сведения о собственнике данных дорог в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не имеются, на них отсутствуют технические паспорта, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени и находятся в неудовлетворительном состоянии, что угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1,2 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Не принятие мер администрацией МО СП «поселок Мамедкала» о включении автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения в реестр муниципального имущества МО СП «поселок Мамедкала» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам РФ.
При изложенных основаниях исковые требования прокурора г. Дербента подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Дербента удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «поселок Мамедкала» произвести действия по признанию бесхозными автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала».
Обязать администрацию МО СП «поселок Мамедкала» провести кадастровый учет автомобильных дорог, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами.
Обязать администрацию МО СП «поселок Мамедкала» произвести регистрацию бесхозных автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала» в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Обязать администрацию МО СП «поселок Мамедкала» включить автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала» в реестр муниципального имущества МО СП «поселок Мамедкала».
Обязать администрацию МО СП «поселок Мамедкала» произвести действия по оформлению технических паспортов на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения МО СП «поселок Мамедкала», присвоению автомобильным дорогам идентификационных номеров.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24.07.2014 г.
Судья Сурхаев М.Р.
решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.