Решение по делу № 33-15494/2019 от 27.11.2019

Судья: Левина С.А. Апел. гр./дело: 33 - 15494

Номер дела суда первой инстанции 2-2273/2019

Апелляционное определение

г. Самара 25 декабря 2019г.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего Шабаевой Е.И.,

судей Пинчук С.В., Ефремовой Л.Н.,

с участием прокурора Скоровой Ю.С.,

при помощнике судьи Бочкове Б.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сызрани Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 сентября 2019г., которым постановлено:

«Иск прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань установить срок сноса многоквартирного дома по адресу: <адрес> принять меры к ограничению доступа к расселенному многоквартирному дому по адресу: <адрес> путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанного дома; принять меры по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> в установленный Администрацией городского округа Сызрань срок, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,

возражения прокурора Скоровой Ю.С. на доводы жалобы ответчика,

суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Истец – прокурор г.Сызрани Самарской области - в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.о.Сызрань Самарской области о сносе аварийного жилого дома, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой г. Сызрани проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

По результатам прокурорской проверки установлено, что на основании заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ , «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - признан аварийным и подлежащим сносу.

Из представленной из Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру информации следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный на территории городского округа Сызрань по вышеуказанному адресу, до настоящего времени не снесен.

В настоящее время жильцы вышеуказанного жилого дома выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.

Жилой дом, расположенный на территории городского округа Сызрань по адресу: <адрес>, включен в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020», утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684.

В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.08.2013 № 2620.

Указанной муниципальной программой, в том числе, предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

Предусмотренный данной программой общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных жилых домов на ДД.ММ.ГГГГ гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес Главы городского округа Сызрань внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения, данное прокурорское представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес председателя Думы городского округа Сызрань направлена информация с предложением рассмотрения вопроса о внесении изменений в бюджет г.о. Сызрань на ДД.ММ.ГГГГ финансовый год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ гг. в части увеличения объема финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения Думой г.о. Сызрань указанной информации прокуратуры города, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ гг. не увеличен.

Сам по себе аварийный дом является объектом опасности, нахождение на территории которого, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам.

Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Данное обстоятельство наличия на территории городского округа Сызрань аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью.

Истец Прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения требований) просил суд:

- обязать Администрацию г.о.Сызрани установить срок сноса многоквартирного дома по адресу: <адрес>

-принять меры к ограничению доступа к расселенному многоквартирному дому по указанному адресу путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанного дома,

- принять меры по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в установленный Администрацией городского округа Сызрань срок, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.

Представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань - иск не признал, пояснив, что граждане, которые проживали в указанном доме, расселены, угроза жизни кому-либо отсутствует; порядок и сроки предъявления требования о сносе дома законодателем не урегулированы, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома; при этом срок, устанавливаемый для сноса дома, должен соответствовать разумности, соблюдая права граждан на сохранность их жизни и здоровья; определение сроков отселения граждан и сроков сноса указанных домов является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, заявленные требования являются незаконными и нарушают права органа местного самоуправления городского округа Сызрань; вместе с тем, на территории городского округа Сызрань принят нормативный правовой акт Администрацией городского округа Сызрань, которым сроки для сноса аварийных домов установлены до 2021 года, который не признан незаконным, является действующим и исполняется в установленном порядке, финансирование предусмотрено; данный акт предусматривает плановое, поэтапное (планируемое) осуществление сноса всех жилых домов, признанных аварийными и расселенными в установленном порядке; земельный участок и прилегающая территория не являются объектами, признанными «аварийными», опасными, положение ЧС не установлено; требования прокурора снести объект, являющийся предметом рассмотрения в данном деле, лишают возможности муниципального образования на распоряжение данным имуществом по своему усмотрению, в том числе на продажу его и зачисление денежных средств в бюджет; не представлено доказательств того, что вход в указанный дом свободный.

Представители третьих лиц - Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань, КЖКХ Администрации г.о.Сызрань и МКУ «СызраньСтройЗаказчик» - поддержали доводы представителя Администрации г.о. Сызрань, дополнив, что бездействии со стороны Администрации го. Сызрань нет.

Представитель третьего лица Думы г.о. Сызрань - разрешение спора оставил на усмотрение суда, пояснив, что полномочия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда относится напрямую к полномочиям Администрации городского округа Сызрань в лице ее соответствующих структурных подразделений; бюджет на ДД.ММ.ГГГГ уже сформирован, согласован Администрацией, прошел публичные слушания и был направлен на рассмотрение Думы; Решением Комитета № 12 от 14.11.2018 постоянной согласительной комиссии по бюджету г.о.Сызрань в рамках рассмотрения информации прокуратуры было рекомендовано рассмотреть вопрос об увеличении финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о.Сызрань в ДД.ММ.ГГГГ и плановом периоде ДД.ММ.ГГГГ вышеприведенные факты и обстоятельства свидетельствуют о том, что Думой городского округа Сызрань были предприняты меры для решения вопроса об увеличении финансирования по вышеуказанной программе.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителем ответчика Администрации г.о.Сызрань ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в удовлетворении иска, в том числе по тем основаниям, что определение сроков отселения граждан и сроков сноса указанных домов является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, заявленные требования прокурора являются незаконными и нарушают права органа местного самоуправления городского округа Сызрань.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В настоящее время жильцы вышеуказанного жилого дома выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.

Однако многоквартирный жилой дом, расположен на территории городского округа Сызрань по вышеуказанному адресу до настоящего времени не снесен, что подтверждается информацией Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой дом, расположенный на территории городского округа Сызрань по адресу: <адрес>, включен в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684.

В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.08.2013 № 2620.

Указанной муниципальной программой, в том числе, предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

Предусмотренный данной муниципальной программой г.о. Сызрань общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на ДД.ММ.ГГГГ гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Сызрани в адрес Главы городского округа Сызрань внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого, данное представление признано обоснованным и удовлетворено.

Однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ гг. не увеличен.

Удовлетворяя иск прокурора, суд правильно признал, что длительное бездействие должностных лиц Администрации г.о.Сызрани по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.

Учитывая, что Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, суд признал необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань установить срок сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3, суд также признал необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань принять меры к ограничению доступа к расселенному многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанного дома.

Также обоснованны требования прокурора об обязании Администрацию г.о. Сызрань в установленный срок принять меры по сносу аварийного многоквартирного дома по указанному адресу, с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора, поскольку в силу ч. 1 ст. 14 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, так как принятие данных мер относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Решение суда является законным и обоснованным. Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации г.о.Сызрани о необходимости отказа в удовлетворении иска, направленные на переоценку имеющимся в деле доказательствам судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

     ОПРЕДЕЛИЛ:

    Решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 сентября 2019г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Сызрани Самарской области - без удовлетворения.

    Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его вынесения, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.    

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ:

33-15494/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц (ст. помощник прокурора Антонова В.М.))
Ответчики
Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань
Администрация г.о.Сызрань
МКУ СызраньСтройЗаказчик
Другие
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Дума г.о. Сызрань
Суд
Самарский областной суд
Судья
Ефремова Л. Н.
27.11.2019[Гр.] Передача дела судье
25.12.2019[Гр.] Судебное заседание
13.01.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее