Дело № 2-2353/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
истца Николаева П.А.,
представителей ответчиков Янчиковского И.М., Ханмагомедова К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева ФИО20 к командиру войсковой части 6915 Южного округа Войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации (третье лицо – Николаева ФИО21) об установлении факта нахождения на иждивении, -
УСТАНОВИЛ:
Николаев П.А. обратился в суд с иском к командиру войсковой части 6915 Южного округа Войск национальной гвардии Российской Федерации, в котором просит установить факт нахождения у него на иждивении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование требований указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 6915 в должности начальника группы кадров. 22 марта 2018 года он зарегистрировал брак с Телиус (после регистрации брака – Николаева) С.С., у которой от первого брака имеется двое несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Еще до заключения брака, с июня 2017 года, дети супруги от первого брака проживают в их семье, и находятся на его обеспечении, поскольку отец детей – гражданин Украины алименты на их содержание не выплачивает, с детьми не общается и не им помогает, место его жительства неизвестно. Его сын от первого брака ФИО4 проживает с бывшей супругой в Чеченской Республике. Среднемесячный доход его супруги Николаевой С.С. составляет 17045 рублей, его доход, за вычетом алиментов составляет 36557 рублей. Исходя из размеров прожиточных минимумов, установленных в Республике Крым, минимальная сумма на супругу и ее детей должна составлять 31455 рублей, что почти в два раза больше, чем доход его супруги, реальные же затраты на содержание и воспитание детей гораздо больше установленного прожиточного минимума. Таким образом, учитывая размер дохода его супруги, последняя фактически не может самостоятельно обеспечить необходимый уровень затрат на детей, следовательно его доход, является основным и постоянным источником доходов несовершеннолетних детей его супруги от первого брака.
Ссылаясь на то, что лица, находящиеся на иждивении военнослужащего являются членами его семьи и на них распространяются права членов семьи военнослужащего, указав, что установление факта нахождения несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 на его иждивении обусловлено реализацией им, как военнослужащим, в полном объеме своих прав установленных и гарантированных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в частности на получение санаторно-курортного лечения, на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях, на выплату подъемного пособия на каждого члена семьи при перемещении военнослужащего и его семьи к новому месту военной службы, на ежемесячные налоговые вычеты, на получение компенсации за наем жилых помещений в большем размере, на предоставление при увольнении с военной службы в собственность жилого помещения большей площадью, просил исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В возражениях, поданных на исковое заявление, представитель ответчика командира войсковой части 6915 Южного округа Войск национальной гвардии Российской Федерации подполковника ФИО11 – Янчиковский И.М., действующий на основании доверенности, и представитель ответчика Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации – Ханмагомедов К.Т., действующий на основании доверенности, просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, считая их незаконными и необоснованными, указывая, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении несовершеннолетних детей супруги от первого брака на его иждивении, а именно: получении от истца такой помощи, которая носит систематический характер, является основным и постоянным источником дохода средств к существованию. Также, ссылались на то, что несовершеннолетние дети – ФИО3 и ФИО2 имеют отца и мать, не лишенных и не ограниченных в родительских правах, на которых действующим законодательством возложена обязанность по содержанию своих детей. Кроме того, полагают, что совместное проживание несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 с Николаевым П.А. по одному адресу не свидетельствует о том, что данные лица находятся на иждивении истца.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации – Коломоец И.И. действующей на основании доверенности, просит отказать в удовлетворении исковых требований Николаева П.А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации в полном объеме, полагая, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании истец Николаев П.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и дал суду пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика командира войсковой части 6915 Южного округа Войск национальной гвардии Российской Федерации подполковника ФИО11 – Янчиковский И.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о нахождении несовершеннолетних детей у него на иждивении.
Представитель ответчика Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации – Ханмагомедов К.Т., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что поскольку у несовершеннолетних детей есть родители, то именно родители должны содержать своих детей.
Ответчик – Министерство внутренних дел Российской Федерации, о времени и месте извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил.
В судебном заседании третье лицо – Николаева С.С. просила исковые требования удовлетворить, указав, что в настоящее время исполнительный лист, выданный ей на взыскание алиментов на содержание детей на исполнении не находится, ее доход не позволяет ей в полной мере обеспечивать своих детей, поэтому они находятся на иждивении истца.
Заслушав истца, представителей ответчиков третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Истец обратился в суд с настоящим иском для реализации права на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных военнослужащим и членам их семей, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Николаев ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу по контракту в войсковой части 6915 в должности начальника группы кадров.
22 марта 2018 года между Николаевым ФИО23 и Телиус ФИО24 в Феодосийском городском отделе записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым был заключен брак, о чем 22 марта 2018 года составлена запись акта о заключении брака № 92 и выдано свидетельство о браке I-АЯ № 581227. После заключения брака жене присвоена фамилия – «Николаева».
У Телиус (после регистрации брака – Николаевой) С.С. имеется двое несовершеннолетних детей – сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из свидетельства о рождении (повторного) серии I-ЕД № 289108, выданного 19 ноября 2013 года Артемовским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы Луганского городского управления юстиции, 23 июня 2006 года родился ФИО3; отец – ФИО7, мать – ФИО6.
Как следует из свидетельства о рождении серии I-ЕД № 230650, выданного 15 ноября 2011 года Каменнобродским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Луганского городского управления юстиции в Луганской области, 04 ноября 2011 года родилась ФИО2; отец – ФИО7, мать – ФИО6.
02 ноября 2017 года, на основании решения мирового судьи судебного участка № 89 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 19 мая 2017 года, брак между ФИО7 и Телиус Светланой Сергеевной прекращен, о чем Феодосийским городским отделом записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым 01 февраля 2018 года выдано свидетельство о расторжении брака I-АЯ № 548925.
Решением мирового судьи судебного участка № 87 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 17 августа 2018 года с ФИО7 в пользу Николаевой ФИО25 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3 заработка и (или) иного дохода, начиная взыскание с момента обращения с иском в суд – с 19 июля 2018 года. Во исполнение указанного решения, 18 сентября 2018 года был выдан исполнительный лист серии ВС №. В связи с предъявлением исполнительного документа не по месту совершения исполнительных действий, постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым от 03 декабря 2018 года было отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ВС №.
Согласно справке № 55/57, выданной 02 октября 2018 года войсковой частью 6915 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Николаев П.А., действительно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> с ним по указанному адресу по месту пребывания зарегистрированы члены его семьи супруга – Николаева С.С., с 12 июля 2018 года по 05 июля 2019 года; сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 30 августа 2018 года по 05 июля 2019 года и дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 30 августа 2018 года по 05 июля 2019 года.
Как следует из свидетельств № 1189 и № 1188 о регистрации по месту пребывания, выданных 30 августа 2018 года, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответственно зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 30 августа 2018 года по 05 июля 2019 года.
16 мая 2018 года между ФИО15 и Николаевым П.А. заключен договор найма жилого помещения – <адрес> в г. <адрес>, в пункте 1.2 которого указано, что помещение представляется для нанимателя и вселяемых с ним лиц: супруги Николаевой С.С., ФИО3 и ФИО2
Среднемесячный доход Николаева П.А., за вычетом алиментов составляет 35282 рубля, его супруги Николаевой С.С. – 17045 рублей, что подтверждается справками о доходах физических лиц за 2018 год № 621 от 02 октября 2018 года и № 2 от 01 октября 2018 года соответственно, в также справкой № 626, выданной Николаеву П.А. 03 октября 2018 года войсковой частью 6915 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим и членам их семей устанавливаются социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Данный перечень не содержит указание на несовершеннолетних детей супруги от первого брака, следовательно, в данном случае необходимо разрешать вопрос об установлении факта нахождения на иждивении военнослужащего.
Закон не содержит определения понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Они раскрываются в других федеральных законах, применение которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что каких-либо относимых и допустимых доказательств тому, что несовершеннолетние ФИО3 и ФИО2 находятся на полном содержании истца или получают от него помощь, которая носит систематический характер, является для них постоянным и основным источником средств к существованию, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено и при рассмотрении дела не добыто.
Совместное проживание несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 с Николаевым П.А. по одному адресу не свидетельствует о том, что данные лица находятся на иждивении истца.
При этом суд также принимает во внимание, что несовершеннолетние ФИО3 и ФИО2 имеют мать – Николаеву ФИО27, которая работает в Муниципальном казенном учреждении «Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым» и отца – ФИО7, с которого на их содержание, на основании решения мирового судьи судебного участка № 87 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 17 августа 2018 года взысканы алименты, и на которых действующим законодательством (статья 60 Семейного кодекса Российской Федерации) возложена обязанность по содержанию своих детей, доказательств, подтверждающих лишение либо ограничение родителей несовершеннолетних в родительских правах, истцом не представлено.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, руководящие указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что сам факт совместного проживания с детьми супруги от первого брака – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по одному адресу, и получение истцом денежного довольствия, не свидетельствует о нахождении несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 на иждивении Николаева П.А., суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Николаева П.А.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Николаева ФИО28 к командиру войсковой части 6915 Южного округа Войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации (третье лицо – Николаева ФИО29) об установлении факта нахождения на иждивении – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Чибижекова Н.В.