Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» ноября 2016 года Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Желдаковой В.П.,
при секретаре судебного заседания: Зашихиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смогорожевской Н.В. к АО «Туапсинский морской торговый порт» о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Смогорожевская Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к АО «Туапсинский морской торговый порт» о возмещении морального вреда. В обоснование иска указано, что 07 июля 2008г. в результате несчастного случая на производстве погиб ее супруг-Смогоржевский А.А.. Несчастный случай произошел при выполнении маневровых paбот с железнодорожными составами. Из проведенного расследования несчастного случая, на основании Акта о несчастном случае на производстве от 11.08.2008 г. по форме 11-1 следует, что причиной несчастного случая послужило: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в оставлении составителем поездов вне зоны видимости своего помощника. Нарушение требований Производственной инструкции № 5 для составителя поездов и егo помощника; отсутствии должного контроля за организацией маневровых работ со стороны руководителя погрузочно- разгрузочных работ. Считает, что несчастный случай произошел при эксплуатации источника повышенной опасности - механизмов. Истец ссылается на то обстоятельство, что потеря супруга для нее является огромным горем. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда, денежные средства в сумме 4000 000 рублей.
В судебное заседание истец Смогорожевская Н.В. не явилась, согласно поступившему заявлению ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Куницын М.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители ответчика Карманов А.Ю., Мингулов А.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Считают, что АО «Туапсинский морской торговый порт» является ненадлежащим ответчиком по делу. Пояснили, что железнодорожный состав, движение которого явилось причиной смерти потерпевшего, участвовал в маневровых работах по железнодорожному пути № 11 на производственной территории порта. Маневровые работы проводились с участием станционного локомотива. Согласно договору аренды локомотивов от 15.02.2005 года ДЦФТО ОАО «РЖД» предоставило ОАО «ТМТП» в аренду локомотивы с предоставлением услуг локомотивной бригады. Считают, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам, должен нести арендодатель, а, надлежащим ответчиком по делу является ОАО «РЖД». Также считают чрезмерно завышенной и сумму компенсации морального вреда. Истцом не раскрыт характер физических и нравственных страданий, не представлено достаточных доказательств компенсации морального вреда именно в размере 4 000 000 рублей. Также, считают, что при наступлении несчастного случая присутствовала грубая неосторожность самого потерпевшего. Просили в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные исковые требования частично, последующим основаниям.
Ответчик в представленных возражениях на иск указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Представителем истца Куницыным М.А. ходатайство о замене ответчика заявлено не было. Представитель истца считает надлежащим ответчиком по делу АО «Туапсинский морской торговый порт».
В связи с чем, судом рассмотрено гражданское дело по предъявленному иску.
Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, или на гражданина которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
В судебном заседании установлено, что Смогоржевский А.А.. работал в ОАО «ТМТП» с 20.08.2002 года в должности помощника составителя поездов 3 разряда.
07 июля 2008г. в результате несчастного случая на производстве погиб Смогоржевский А.А.. Несчастный случай произошел при выполнении маневровых paбот с железнодорожными составами. Он получил травму головы, груди, живота, конечностей, осложнившейся обильной кровопотерей, посттравматическим постгеморрагическим шоком, полных переломов верхних и нижних ветвей лонных костей слева и справа таза, а также полного разрыва задних связок левого крестцового – павдвздошного сочленения, передних и задних связок правого крестцового – павдвздошного сочленения с кровоизлияниями в окружающие ткани, обширного кровоподтека по передней поверхности трети правого бедра, осаднения по передней наружной поверхности левого коленного сустава, полного закрытого перелома верхней трети левой голени, обильной кровопотерей, посттравматическим, острой сердечнососудистой и дыхательной недостаточностью, отеком легких и головного мозга, от чего скончался на месте.
Из проведенного расследования несчастного случая, на основании Акта о несчастном случае на производстве от 11.08.2008 г. по форме 11-1 следует, что причиной несчастного случая послужило: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в оставлении составителем поездов вне зоны видимости своего помощника. Нарушение требований Производственной инструкции № 5 для составителя поездов и егo помощника; отсутствии должного контроля за организацией маневровых работ со стороны руководителя погрузочно- разгрузочных работ.
Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, были признаны: Малкин В.В. - составитель поездов ж.д. Группы ППК нарушил требования Производственной инструкции №5 для составителя поездов и его помощника. Смогоржевский Д.Д. - помощник составителя поездов нарушил требования Производственной инструкции №5 для составителя поездов и его помощника.
Данные лица являлись работниками ОАО «Туапсинский морской торговый порт».
Несчастный случай произошел при эксплуатации источника повышенной опасности - механизмов.
Представители ответчика не оспаривают как факт несчастного случая, так и его причины, установленные актом о несчастном случае на производстве от 11.08.2008 г. по форме 11-1.
Статьей 1079 ГК РФ предусмотрено, что владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Ответчиком не представлено доказательств виновных действий потерпевшего, которые бы находились в причинно- следственной связи с наступившими последствиями.
Ссылка ответчика на грубую неосторожность потерпевшего не влечет освобождение ответчика от обязанности возмещения морального вреда.
Таким образом, владелец источника повышенной опасности -АО «ТМТП», согласно положения ст. 1079 ГК РФ, несет ответственность за причиненный вред.
В судебном заседании также установлено, что Смогорожевская Н.В. является супругой Смогоржевского А.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака сени IV-АГ № 433664 от 07.07.1986 года.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из обстоятельств, при которых был причинен моральный вред истцу, характера причиненных истцу физических и нравственных страданий.
Факт того, что в связи со смертью супруга истцу был причинен моральный вред, является очевидным, бесспорным, в силу ст. 61 ГПК РФ, не нуждается в доказывании. Жизнь и здоровье относится к числу наиболее значимых человеческих ценностей, а их защита должна быть приоритетной (статья 3 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
К числу признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь, как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность.
В соответствии с положениями п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться, в том числе, и в нравственных переживаниях в связи с утратой родственника. В результате смерти супруга истцу причинены нравственные страдания, которые выразились в потере близкого человека, переживаниях, связанных с утратой супруга. Истица находилась в браке с Смогоржевским А.А. 22 года, осталась без мужа, который являлся кормильцем семьи, с которым она воспитывала детей, дети остались без отца, который занимался их воспитанием, содержал, заботился о них.
Суд учитывает, что гибель близкого человека- супруга, является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников. Подобная утрата, безусловно, является для истца, тяжелейшим событием в жизни, причинившим нравственные страдания.
В данном случае суд не находит оснований, по которым работодатель может быть освобожден от ответственности по возмещению компенсации морального вреда в результате несчастного случая на производстве (смерти работника), поскольку в соответствии со статьей 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. С учетом требований разумности и справедливости, материального положения ответчика, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1 200 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ, с АО «Туапсинский морской торговый порт» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, в размере 14 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 200 000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 14 200 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░