Дело № 2-701/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2016 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Риттер Н.Н.,
при секретаре Петрук А.М.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Скарлухина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта дороги,
установил:
Прокурор района в порядке главы 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском, указав, что на территории Надеждинского сельского поселения по <адрес> в <адрес> расположена непаспортизированная автомобильная дорога. Отсутствие паспорта автомобильной дороги влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильной дороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью участников дорожного движения на данной автомобильной дороге, которой пользуется неопределенный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются.
В связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию Надеждинского муниципального района выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией автомобильной дороги протяженностью 0,6 км по <адрес> в <адрес> и изготовить технический паспорт указанной автомобильной дороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настоял по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика П предоставила в суд письменный отзыв администрации, из которого следует, что технический паспорт на дорогу общего пользования по <адрес> в <адрес> отсутствует.
Суд, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, считает, что заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 17 указанного Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
В соответствии с п.п. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В силу п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской федерации от 27.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п.1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании закона Приморского края от 04.06.2015 № 639-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Надеждинского муниципального района и Надеждинским муниципальным районом» администрация района обязана поддерживать переданное ей имущество Надеждинского сельского поселения, Раздольненского сельского поселения, Тавричанского сельского поселения в исправном состоянии, за свой счет осуществлять текущий и капитальный ремонт и нести все расходы на его содержание и техническое обслуживание, тем самым, администрация района обязана осуществлять паспортизацию данной автомобильной дороги.
Согласно сообщения зам. главы администрации Надеждинского муниципального района К от ДД.ММ.ГГГГ в границах Надеждинского муниципального района по <адрес> в <адрес> имеется непаспортизированная автомобильная дорога местного значения протяженностью 0,6 км.
Вместе с тем, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, в свою очередь, безопасность дорожного движения затрагивает права и интересы граждан, проживающих и находящихся на территории Надеждинского муниципального района.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По изложенному, поскольку отсутствие технического паспорта автомобильной дороги местного значения влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию указанной автомобильной дороги, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью участников дорожного движения на данной автомобильной дороге, которой пользуется неопределенный круг лиц, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта дороги удовлетворить.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района выполнить мероприятия, связанные с паспортизацией автомобильной дороги протяженностью 0,6 км по <адрес> в <адрес> изготовить технический паспорт указанной автомобильной дороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Судья (подпись) Н.Н. Риттер