Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-6576/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Слободянюк Т.А., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 06 октября 2016 года дело по апелляционной жалобе ... ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 июля 2016 года, по которому
в иске ... к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения в черте <Адрес обезличен> в виде отдельной квартиры, на состав семьи одного человека по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 33 кв.м., отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения ...., его представителя ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, как сироте, по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали.
Ответчик с иском не согласился.
Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми участия в судебном заседании не приняли.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что ... является сиротой, т.к. родители умерли, после чего заявитель воспитывался в интернате с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Из пояснений заявителя следует, что в период с ... год он обучался в училище искусств, жилья не имеет и с ... года проживал на съемных квартирах.
Также установлено, что истец обращался к ответчику в 2016 году с заявлением о постановке на учет нуждающихся, как сироте, однако протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> в постановке на учет было отказано в связи с тем, что он достиг возраста 28 лет и утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что истец в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено. Истец пояснил, что с соответствующим заявлением он до 2016 года не обращался.
На момент обращения в суд истцу исполнилось 28 лет.
Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших обращению истца в компетентные органы с указанным заявлением, в суд первой инстанции и в суд апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку до достижения 23 лет истец не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления истцу жилого помещения не имеется.
Что касается довода жалобы об ошибочности вывода суда о наличии в собственности истца ... доли жилого <Адрес обезличен>, то этот довод не влечет отмену решения суда, поскольку окончательный вывод суда об отсутствии оснований у истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке соответствуют материалам дела, требованиям жилищного законодательства, и является правомерным.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу ... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: