Дело № 2-11112/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | « | 09 | » | августа | 2016 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Улитиной О.А.
при секретаре Кубаревой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края к Колточнику Е. А. о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л :
Колточник Е. А. состоял в трудовых отношениях с МБУЗ «Центральная районная больница муниципального образования <адрес>». Приказом № от 12.10.2015г. действие трудового договора от 29.01.2015г. №, заключенного с ответчиком, было прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ; Колточник Е.А. уволен 26.10.2015г.
На основании договора № от 10.09.2015г. на предоставление единовременной компенсационной выплаты Министерство здравоохранения Краснодарского края обязалось выплатить Колточнику Е.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в связи с его прибытием на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования (переездом на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) из другого населенного пункта).
В обязанности медицинского работника, согласно разделу 2 договора, входила работа в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством РФ для данной категории в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с МБУЗ Центральная районная больница муниципального образования <адрес>.
В течение трех календарных дней с момента увольнения работник обязан уведомить Министерство о расторжении трудового договора с учреждением путем направления телеграммы или заказного письма на почтовый адрес Министерства (пункт 2.2 договора).
В случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1,2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 части первой статьи 83 ТК РФ) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования Министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты заключения договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты до даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (пункт 2.3 договора).
Со ссылкой на то, что требование о возврате денежных средств в соответствии с пунктом 2.2.3 договора ответчиком исполнено не было Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Колточника Е.А. денежных средств в сумме 974 244 руб. и начисленных на данную сумму пени в размере 26 791,71 руб.
В дальнейшем от истца поступило заявление об уточнении заявленных требований в связи с частичным возвратом Колточником Е.А. суммы компенсации в размере 852 055 руб., в связи с чем истец просил взыскать с последнего сумму 158 268,50 руб., из которых 122 189 руб. – сумма невыплаченной компенсации, 36 079, 50 руб. – сумма начисленных пени за период с 11.12.2015г. по 21.03.2016г.
В судебное заседание представитель истца не явился, представили дополнение, в котором указали, что уведомление о возврате денежных средств было направлено ответчику по известному Министерству адресу, указанному в договоре на предоставление единовременной компенсационной выплаты. О смене адреса своего проживания Колточник Е.А. Министерство в известность не ставил. Расчет основной суммы долга был произведен в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и рассчитан с даты заключения договора на предоставление выплаты до даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному ответчиком времени. Просят взыскать с ответчика невыплаченную часть денежных средств в сумме 122 189 руб., пени за период с 16.12.2015г. по 21.03.2016г. в сумме 32 734,60 руб., пени за период с 22.03.2016г. по 09.08.2016г. в сумме 7 645,08 руб., а всего 162 569,08 руб. Просят о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик Колточник Е.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях, просил отказать в удовлетворении иска, в обоснование требований указал, что в начале октября 2015 года ему предложили переехать на работу в ГБУЗ Тверской области «ЦРБ <адрес>» на должность и.о. главного врача. 26.10.2015г. он уволился по собственному желанию из МБУЗ «ЦРБ муниципального образования <адрес>», известив Министерство здравоохранения Краснодарского края через интернет-приёмную о расторжении трудового договора по его инициативе и попросил по указанному адресу электронной почты прислать ему реквизиты счета, на который ему необходимо будет перевести денежные средства для погашения задолженности за неотработанную часть срока по программе «Земский доктор». Переехав в <адрес>, он стал работать и.о. руководителя медицинской организации, и.о. главного врача ГБУЗ Тверской области «ЦРБ <адрес>». Поскольку ему длительное время не сообщали реквизиты счёта, в середине марта 2016 года он позвонил в юридический отдел Министерства здравоохранения Краснодарского края и, получив реквизиты счета для погашения задолженности, в марте 2016 года погасил неотработанную часть срока по программе «Земский доктор» в размере 852 055 руб. Полагает, что недобросовестность с его стороны отсутствует. Расчет задолженности был произведен им самостоятельно и исчислялся с момента заключения трудового договора – с 30.01.2015г. по дату увольнения 26.10.2015г. По программе «Земский доктор» он отработал врачом-терапевтом участковым МБУЗ «ЦРБ муниципального образования <адрес>» период с 30.01.2015г. по 26.10.2015г. включительно (270 дней). Размер компенсационной выплаты, подлежащей возврату, составил, по его мнению, 852 055 руб.
Суд, заслушав ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010г. N 326-ФЗ (в ред. от 30.12.2015г.) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В вышеуказанном Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 N 1798-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р. на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" отмечено, что правовое регулирование, установленное в части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Единовременная компенсационная выплата была перечислена ответчику Министерством здравоохранения Краснодарского края 09.10.2015г., о чем свидетельствует копия платежного поручения №(л.д.13).
Приказом № Л-455 от 12.10.2015г. действие трудового договора, заключенного с ответчиком, было прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ. Указанное основание для увольнения не освобождает ответчика от обязанности возместить полученную им сумму компенсационной выплаты в связи с прибытием на работу в сельский населенный пункт.
В соответствии с положениями пункта 2.3 Договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты № от 10.09.2015г. сумма компенсации, подлежащей возврату истцу пропорционально неотработанному работником периоду времени, составила 974 244 руб.(л.д.7) Суд соглашается с указанной суммой возврата. Истцом расчет произведен в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2.3 Договора N 95 от 10.09.2015г. Колточник Е.А. обязался в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1,2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 части первой статьи 83 ТК РФ) в течение тридцати дней с даты получения требования Министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты заключения договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты до даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Оценивая собранные по делу доказательства и принимая во внимание показания сторон, суд исходит из того, что ответчик, заключая договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., добровольно принял на себя обязанность отработать не менее пяти лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить Министерству здравоохранения Краснодарского края часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Истцом произведен расчет задолженности в соответствии с пунктом 6.3 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 09.06.2015г. № 493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта», согласно которому договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты должен предусматривать возврат медицинским работником в краевой бюджет части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудовогодоговора с учреждением, указанным в подпункте 6.1 настоящего пункта, доистечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудовогодоговора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77,пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первойстатьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с датызаключения договора на предоставление единовременной компенсационнойвыплаты до даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Таким образом пятилетний срок работы истца в рамках договора с Министерством здравоохранения Краснодарского края должен исчисляться с даты его заключения, а не с даты трудоустройства.
Возражения ответчика утверждающие обратное подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и условий договора.
Как следует из уточненных исковых требований, Колточником Е.А. указанная сумма компенсации была перечислена частично двумя платежами на сумму 500 000 руб. (21.03.2016г.) и 352 055 руб. (25.03.2016г.). Таким образом, на дату рассмотрения дела взысканию с ответчика в пользу Министерства здравоохранения Краснодарского края подлежит оставшаяся невыплаченная сумма в размере 122 189 (974 244 – 500 000 – 352 055) руб.
Помимо того, пунктом 4.2 договора установлена ответственность работника в случае невозврата им в срок компенсации, предусмотренной п.3.1.1. договора, в виде пени в размере 1/300 от действующей на этот момент ставки рефинансирования Центрального банка РФ, исчисленная из суммы невозвращенных денежных средств за каждый день просрочки.
Колточник Е.А., действуя по правилам пункта 2.2 договора № от 10.09.2015г., поставил истца в известность о своем увольнении из МБУЗ «Центральная районная больница муниципального образования <адрес>» путем направления в Министерство здравоохранения 29.10.2015г. по электронной почте письма, в котором также указал о том, что он прекратил свое участие в программе «Земский доктор», просил представить реквизиты расчетного счета для возврата суммы компенсации, пропорциональной неотработанному времени.(л.д.77). Ответа на данное письмо не последовало.
Требование Министерства здравоохранения от 11.11.2015г. о возврате части единовременной компенсационной выплаты было направлено ответчику по адресу его регистрации: <адрес>, указанному в договоре. Тем не менее, по данному адресу ответчик фактически не проживал, доказательства получения им указанного требования материалы дела не содержат, ответ по электронной почте Колточником Е.А. также не получен.
Реквизиты счета, на которые следует перечислить сумму компенсации в случае прекращения трудовых отношений, договор от 10.09.2015г. не содержит. Указанный в нем банковский счет Министерства здравоохранения не совпадает с реквизитами счета, указанными в требовании истца о перечислении компенсации, а также в квитанции, копия которой имеется в материалах дела(л.д.47). Со слов ответчика, реквизиты счета для перечисления суммы он смог узнать лишь после звонка в юридический отдел Министерства здравоохранения в марте 2016 года. В этом же месяце он осуществил перечисление. В связи с несвоевременным получением информации о реквизитах счета и сумме, подлежащей выплате, ответчик произвел самостоятельный расчет и произвел оплату в марте 2016 года. Суд не усматривает в возникшей просрочке по уплате суммы 852 055 рублей вину ответчика, поскольку требование он не получал, необходимые действия со своей стороны об информировании истца о своем увольнении предпринял своевременно, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика пеней за нарушение сроков по возврату компенсационной выплаты не имеется.
С учетом положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежат также расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 3643,78 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 122 189 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3 643 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░░░░░ 78 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 16.12.2015░. ░░ 21.03.2016░. ░ ░░░░░ 32 734,60 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2016 ░░░░