Дело 2-308/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лысьве Пермского края о признании права на получение пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ -УПФ по г. Лысьве о досрочном назначении пенсии по основаниям п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как родителю ребенка-инвалида с детства, воспитавшему его до достижения возраста 8 лет.
В судебном заседании ФИО4 уточнил заявленные требования, просит признать за ним право на получение пенсии по основаниям п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В обоснование заявленных требований пояснил, что с 1979 года проживал совместно без регистрации брака с ФИО12 (ФИО11) И.А. В мае 1980 года он был призван в ряды Советской Армии для прохождения срочной военной службы. 07.08.1980 у ФИО6 родилась дочь – ФИО3, отцом которой является истец. Поскольку брак на момент рождения ребенка не был зарегистрирован, а также в виду отсутствия его личного заявления об установлении отцовства, ФИО10 оформила свидетельство о рождении как мать-одиночка, указав отчество по его имени. После службы он вновь стал проживать совместно с ФИО10, зарегистрировав брак, в котором у них родились еще трое детей. Впоследствии ФИО3 в связи с имеющимися у нее заболеваниями была признана инвалидом с детства, в связи с чем, по день смерти, 15.04.2007, она постоянно проживала совместно с ними и находилась на их иждивении. В 2016 году он устно обратился в УПФ по г. Лысьве с требованиями о назначении ему пенсии по основаниям п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако в этом ему было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих его отцовство в отношении дочери – ФИО3 Просит признать за ним право на получение пенсии, поскольку является отцом ребенка-инвалида и занимался ее воспитанием до достижения ею возраста 8-ми лет.
Представитель ГУ - Управления ПФ по г. Лысьве ФИО7 в судебном заседании пояснила, что основанием для назначения данного вида пенсии является факт документального подтверждения отцовства в отношении ребенка-инвалида. Более того, пояснила, что ранее супруга истца ФИО10 также являлась получателем данного вида пенсии, однако в настоящее время ею оформлено заявление о переходе на трудовую пенсию по старости в связи с достижением требуемого возраста.
Третье лицо ФИО10 в судебном заседании доводы истца поддержала по изложенным им основаниям.
Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичное положение содержалось в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что положения указанной нормы, устанавливающие право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком - инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет). При этом необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
В соответствии с пунктами 12, 74, 77-79 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях"); об оставлении летной работы по состоянию здоровья (пункт 13 части 1 статьи 30, часть 1 статьи 31 Федерального закона "О страховых пенсиях"); о рождении ребенка (детей) (пункты 1 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); подтверждающие, что гражданин, которому назначается пенсия, является родителем ребенка (детей) (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); подтверждающие, что гражданин, которому назначается пенсия, является (являлся) опекуном ребенка (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); подтверждающие периоды опеки над ребенком (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); подтверждающие, что другой родитель не является получателем страховой пенсии по старости, установленной за того же ребенка, признававшегося ребенком-инвалидом, инвалидом с детства (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); о том, что гражданин является инвалидом вследствие военной травмы (пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); о том, что гражданин является инвалидом по зрению, имеющим I группу инвалидности (пункт 4 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"); о наличии заболевания, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях";
Документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Родственные отношения подтверждаются свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении, свидетельством об установлении отцовства, свидетельством о браке, свидетельством о расторжении брака, справками о рождении, об усыновлении, об установлении отцовства, о браке, о расторжении брака, выданными органами записи актов гражданского состояния, и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Рождение ребенка подтверждается свидетельством о его рождении, справкой о рождении, выданной органом записи актов гражданского состояния, воспитание ребенка до восьмилетнего возраста - документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Документами, подтверждающими, что лицо, которому назначается пенсия, является родителем ребенка, являются свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, справки о рождении, об установлении отцовства, выданные органами записи актов гражданского состояния.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.08.1980 у ФИО8 родилась дочь – ФИО3, отцом ребенка по заявлению матери указан ФИО2 (л.д. 7).
24.12.1982 г. ФИО8 зарегистрировала брак с ФИО4, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО12.
В силу ст. 47 Кодекса о браке и семье РСФСР, действующего на момент рождения ФИО3, взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей.
Происхождение ребенка от родителей, не состоящих между собой в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка в государственные органы записи актов гражданского состояния.
Согласно ст. 48-49 Кодекса, в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке, при отсутствии совместного заявления родителей отцовство может быть установлено в судебном порядке по заявлению одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, лица, на иждивении которого находится ребенок, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
При установлении отцовства суд принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.
Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.
Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, либо отец записывается согласно решению суда.
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей рождений производится по фамилии матери; имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию.
Таким образом, поскольку ФИО4 на момент рождения ФИО3 не состоял в зарегистрированном браке с ФИО12 (ФИО11) И.А., а также в связи с отсутствием их совместного заявления об установлении отцовства, фамилия ребенку была присвоена по фамилии матери.
Доводы истца о том, что он не имел возможности обратиться с заявлением об установлении отцовства в связи с его призывом на военную службу, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами (л.д. 16), а также показаниями свидетелей.
Более того, данными свидетелями были подтверждены и доводы заявителя относительно совместного проживания ФИО4 с ФИО10 до рождения ФИО3 и по настоящее время. Также данные свидетели подтвердили факт признания им своего отцовства в отношении ФИО3, каких-либо сомнений по поводу своего отцовства он никогда не высказывал, внешне ФИО3 была похожа на истца.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они не заинтересованы в исходе дела, последовательно показали известные им обстоятельства, указав при этом на источник своей осведомленности по излагаемым фактам. Кроме того, в судебном заседании перед началом допроса свидетели были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за заведомо ложные показания, о чем в материалах дела имеются соответствующие расписки.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что ФИО3, умершая 15.04.2007 является дочерью ФИО4
Согласно сведений Бюро № 25 ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» (л.д. 25), а также выписки из акта освидетельствования от 29.11.1999 ФИО3 являлась инвалидом с детства.
Таким образом, поскольку установление ФИО3 инвалидности по категории "ребенок-инвалид" до достижения ею возраста 8 лет и получение в связи с этим мер социальной поддержки, ее воспитание истцом до указанного возраста подтверждено представленными доказательствами, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно достижение ФИО4 возраста 55 лет, наличии страхового стажа не менее 20 лет (л.д. 10-17), а также принимая во внимание, что мать ребенка ФИО10 21.03.2017 оформила заявление о переходе на другой вид пенсии, суд приходит к выводу, что ФИО4 имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости по указанному выше основанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск ФИО4 удовлетворить.
Признать за ФИО4 право на получение досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как родителю ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ребенка-инвалида с детства, воспитавшему ее до достижения возраста восьми лет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина