Решение по делу № 2-1012/2018 ~ М-909/2018 от 21.08.2018

№ 2-1012/2018 г.                                            24RS0027-01-2018-001016-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(подлинник)

г. Кодинск                                                                        11 октября 2018 года

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Плаховой С.А.,

при секретаре Гвоздевой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кежемского района в интересах Назаровой Н.П. к КГБУЗ «Кежемская районная больница» о взыскании недополученной заработной платы, -

У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Кежемского района обратился в суд с иском в интересах Назаровой Н.П. к КГБУЗ «Кежемская районная больница» о взыскании недополученной заработной платы за исковой период с декабря 2017 года по апрель 2018 г. в размере 19576,80 руб. Свои требования мотивировал тем, что материальный истец работает уборщиком медицинских помещений в КГБУЗ «Кежемская районная больница». Минимальная оплата труда для работников Кежемского района (с учетом установленной к заработной плате максимальной процентной северной надбавки-50%) должна быть с 01.07.2017 года не менее 16380 рублей, а с 01.01.2018 г. – не менее 19945,80 руб., однако, заработная плата истца за указанный период была меньше.

         В судебном заседании пом. прокурора Кежемского района Брянская А.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их. Дала пояснения по существу иска.

         Материальный истец Назарова Н.П. в зал суда не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия, о чем предоставила суду соответствующее заявление.

         Представитель ответчика КГБУЗ «Кежемская районная больница» Прейн Г.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании, исковые требования прокурора не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Дала пояснения по существу иска. Свою позицию мотивировала тем, что заработная плата работникам КГБУЗ «Кежемская районная больница» выплачивалась в размере, предусмотренном региональным соглашением на 2017 год в размере 15048 рублей. Согласно разъяснению Министерства здравоохранения Красноярского края от 27.12.2017 года КГБУЗ «Кежемская районная больница» доведено до сведения о том, что размеры заработной платы в Красноярском крае, применяемые для целей расчета региональной выплаты с 01.01.2018 года в Кежемском районе составляет 15650 рублей.

         Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края, в зал суда не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не предоставил.

         С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца, представителя третьего лица.

         Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

         В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

         Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

         Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

         Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

         При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

         Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

         Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 19.12.2016 N 460-ФЗ) с 1 июля 2017 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере в сумме 7 800 рублей в месяц.

         Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ) с 1 января 2018 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере в сумме 9489 рублей в месяц.

         В соответствии с перечнем районов крайнего севера и местностей приравненных к районам крайнего севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Кежемский район относится к местности приравненной к районам крайнего севера.

         В соответствии с п.16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

         в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка…

         Процентная надбавка в Кежемском районе Красноярского края (применительно к материальному истцу установлена в размере 50%).

         Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 установлен районный коэффициент для Кежемского района. На основании решения исполнительного комитета Красноярского краевого совета народных депутатов № 151-П от 09.07.1991 года в Кежемском районе установлен районный коэффициент - 1,6 к заработной плате.

         Согласно ч. 5 ст. 133.1 ТК РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

         организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

         организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

         другими работодателями - за счет собственных средств.

        Системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, и определяет особенности установления системы оплаты труда работников краевых государственных автономных учреждений установлены Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений".

         В Красноярском крае до 31.12.2017 действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате (принятое в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ) - для работников организаций, расположенных в Кежемском районе - минимальный размер заработной платы составлял 15048 рублей. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключалось.

         Судом установлено: КГБУЗ «Кежемская районная больница», зарегистрировано в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Учредителем является Министерство здравоохранения Красноярского края.

         Истец Назарова Н.П. работала в исковой период в качестве уборщика медицинской организации (до 06.04.2018 года) на 1 ставке в КГБУЗ «Кежемская районная больница» при сменном графике работы, 36 час. в неделю, с окладом с 21.08.2017 года в размере 2454,00 руб., с 01.01.2018 года в размере 2552,0 руб.,

с компенсационными выплатами в виде районного коэффициента в размере 60% и северного коэффициента в размере 50%, что подтверждается приказом о приеме на работу № 242/2 от 29.04.2013 года, трудовым договором № 383 от 23.04.2013 года, приказом о переводе работника на другую работу №322/2 от 05.07.2017 года, дополнительным соглашением к трудовому договору от 04.07.2017 года,

приказом о переводе работника на другую работу №444/2 от 28.08.2017 года, дополнительным соглашением к трудовому договору от 16.08.2017 года, дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.01.2018 года, расчетными листами и табелями учета рабочего времени за исковой период.

           27.06.2018 года Назарова Н.П. обратилась с заявлением в прокуратуру Кежемского района, просила прокурора Кежемского района обратиться в суд в ее интересах по поводу недоплаты заработной платы за период с декабря 2017 года по апрель 2018 года. В апреле 2018 года была уволена по сокращению.

         Исходя из положений приведенного трудового законодательства, заработная плата истца должна быть определена работодателем с 01.07.2017 года не менее 16380 руб. (7800 х 2,1), а с 01.01.2018 года не менее 19926,90 руб. (9489 х 2,1) в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. При этом в указанные начисления не должны входить суммы, начисленные за совместительство должностей, а также за сверхурочную работу.

         Согласно представленным расчетам и сведениям о начислении истцу заработной платы, последнему, с учетом установленных ему доплат в виде компенсационных выплат (60% - районный коэффициент, 50% - северная надбавка) на 1 ставку, в указанный в исковом заявлении период декабрь 2017 – апрель2018 года выплачивалась ежемесячно заработная плата, размер которой, при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, был ниже гарантированного минимума.

         Исследуя расчетные листы, табеля учета рабочего времени истца за исковой период суд установил следующее. За декабрь 2017 года – апрель 2018 года расчет прокурора Кежемского района подробно мотивирован, судом проверен, признается верным, ответчиком не оспорен. Согласно представленному расчету

за декабрь 2017 года недоплата до МРОТ составляет 770,04 руб.,

за январь 2018 года недоплата до МРОТ составляет 5568,00 руб.,

за февраль 2018 года недоплата до МРОТ составляет 4373,58 руб.,

за март 2018 года недоплата до МРОТ составляет 4767,10 руб.,

за апрель 2018 года недоплата до МРОТ составляет 1170,88 руб..

         Всего недоплата до МРОТ за исковой период декабрь 2017 года – апрель 2018 года составила 16649,60 руб., тогда как прокурором допущена арифметическая ошибка, а именно указано, что сумма данных недоплат составляет 19576,80 рублей

Суд полагает взыскать с ответчика в пользу материального истца недоначисленную заработную плату за исковой период декабрь 2017 г. – апрель 2018 года в размере 16649,60 руб., удовлетворив исковые требования прокурора Кежемского района частично.

          Довод представителя ответчика КГБУЗ «Кежемская РБ» о том, что заработная плата материальному истцу за исковой период исчислена верно, основан на неверном толковании закона.

Так, в соответствии с ч.3 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6, 7, 8 ст. 48 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В силу ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации; муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых соответствующих бюджетов.

В силу ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Ч.1 и ч.4 ст. 133.1 ТК РФ, позволяют региональным соглашением о минимальной заработной плате устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, предоставляют возможность субъектам социального партнерства осуществить на соответствующей территории с учетом социально-экономической ситуации правовое регулирование, направленное на улучшение положения работников по сравнению с существующим на федеральном уровне

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно положениям ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 316 ТК РФ предусмотрен порядок установления размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Приведенными нормами закреплена гарантированная государством обязанность производить в повышенном размере оплату труда работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следовательно, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах, должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Иное толкование положений ст. ст. 129, 133, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым.

Таким образом, для работников, осуществляющих трудовую деятельность в особых климатических условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда (МРОТ), но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента и процентной надбавки. Поэтому заработная плата работников должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.

         В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

              В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 1 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

         Расчет госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кежемский район будет следующим: согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере 16649,60 руб. х 4 % = 665,98 руб..

         Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кежемский район подлежит взысканию госпошлина в размере 665,98 руб..

         Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования прокурора Кежемского района в интересах Назаровой Н.П. к КГБУЗ «Кежемская РБ» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить частично.

         Взыскать с КГБУЗ «Кежемская РБ» в пользу Назаровой Н.П. недоначисленную заработную плату за декабрь 2017 года – апрель 2018 года в размере 16649 (шестнадцать тысяч шестьсот сорок девять) рублей 60 копеек.

         Взыскать с КГБУЗ «Кежемская РБ» в доход местного бюджета Кежемского района государственную пошлину в размере 665 рублей 98 копеек.

         На решение может быть подана апелляционная жалоба через Кежемский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Председательствующий                                                                                        С.А. Плахова

         Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2018 года.

2-1012/2018 ~ М-909/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Назарова Н.П.
Ответчики
Краевое государственное учреждение здравоохранения "Кежемская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Кежемский районный суд
Судья
Плахова С.А.
21.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2018[И] Передача материалов судье
22.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2018[И] Судебное заседание
16.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2018[И] Дело оформлено
20.11.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее