РЕШЕНИЕ Дело №2-74/2018
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Трифонова А.Г. при секретаре Скажутиной Ю.Н., с участием представителя ответчика Бондаренко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вдовенко Р.Е. к государственному учреждению здравоохранения «Шелопугинская центральная районная больница» о
признании отказа о компенсации затрат на оплату жилья незаконным, обязании произвести компенсацию затрат на оплату жилья, взыскании понесенных судебных расходов, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения «Шелопугинская центральная районная больница» в обоснование заявленных требований указал, что он работает в должности <должность> хирургического отделения ГУЗ «Шелопугинская ЦРБ», так как служебным жильем он не обеспечен, то осуществляет поднаем жилого помещения. На его требования о компенсации вышеуказанных затрат, в соответствии с действующим законодательством, главным врачом ГУЗ «Шелопугинская ЦРБ» было отказано по тем основаниям, что с данным требованием ему необходимо было обратиться в органы социальной защиты. Ссылками на постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 года № 1607 «О ежемесячных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», приказ Минздрава РФ и Минфина России от 18 марта 2015 года № 121н/39/ «Об осуществлении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1607» полагает, что имеет право на компенсацию расходов.
Кроме того, просил взыскать с ответчика понесенные судебные расходы, компенсацию морального вреда в размере 368 рублей.
В судебном заседании истец отсутствовал, о времени и месте судебного заседания был извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Истец, согласно заявления, просил рассмотреть дело без своего участия, на исковых требованиях настаивал и просил суд взыскать с ответчика вышеуказанную компенсацию за период с 01.09.2017 года по 15.01.2018 года.
В представленных суду 07.02.2018 г. уточненных требованиях Вдовенко Р.Е. просил обязать должностное лицо произвести компенсацию затрат на оплату жилья с 01.09.2017г. по 15.01.2018г. в размере 5400 рублей.
Представитель ответчика – <должность> ГУЗ «Шелопугинская ЦРБ» Бондаренко Л.А просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так как учреждение «Шелопугинкая ЦРБ» не является федеральным государственным учреждением, установленные меры социальной поддержки работникам здравоохранения предоставляются органами социальной защиты населения, на основании Закона Забайкальского края от 04.07.2016 года № 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае», на медицинские учреждения такой обязанности не возложено.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Министерство здравоохранения Забайкальского края в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания был извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Привлеченный для участия в деле, представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения » Забайкальского края Журавлева Е.В. в судебном заседании пояснила, что меры социальной поддержки медицинским работникам установлены Законом Забайкальского края от 04.07.2016 года № 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае». Порядок предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 20.07.2017г. № 253. В соответствии с п. 23 Порядка назначение компенсации осуществляется со дня регистрации документов, обязанность по предоставлению которых возложена на получателя компенсации. Для назначения компенсации, получателю необходимо лично обратиться в соответствующий отдел ГКУ «КЦСЗН» с предоставлением документов, предусмотренных п.6 Порядка.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело
в отсутствии истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, согласно анализа в их совокупности суд приходит к следующему:
Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Действующей в редакции до 01 января 2005 года частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом в соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Пунктом 3 частью 1 Закона Забайкальского края от 04.07.2016 года № 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» установлено, что специалистам государственной системы здравоохранения предоставляется ежемесячная компенсация расходов:
а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений;
б) уплаты взноса на капитальный ремонт;
в) платы за электроснабжение и отопление, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в области государственного регулирования тарифов;
г) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива исходя из занимаемой общей площади жилых помещений - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления;
Таким образом, Законом Забайкальского края от 04.07.2016 года № 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» меры социальной поддержки указанным лицам предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Порядок компенсации расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг специалистам государственной системы здравоохранения (далее Порядок) утвержден Постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2017 года № 253 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае».
Ответчик, согласно пояснений, материалов дела, является областным государственным учреждением здравоохранения, и указанное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Как установлено в судебном заседании, Вдовенко Р.Е. с 08 февраля 2017 года по 15 января 2018 года работал в ГУЗ «Шелопугинская ЦРБ» в должности <должность> хирургического отделения.
Согласно статьи 1 пункта 5 Закона Забайкальского края от 04.07.2016 года № 1365-ЗЗК меры социальной поддержки предоставляются специалистам государственной системы здравоохранения, в том числе медицинским, фармацевтическим и педагогическим работникам организаций здравоохранения, медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшие в 2011 - 2012 годах после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшие на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившие с исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края, договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Федеральным законом.
Таким образом, исследованные судом доказательства подтверждают, что истец, как медицинский работник, имел право в рассматриваемом периоде, на компенсацию расходов по оплате жилого помещения.
Вместе с тем, согласно пункту 4 вышеприведенного Порядка, предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края (уполномоченный орган).
Следовательно, вышеуказанными правовыми нормами на должностное лицо медицинского учреждения не возложены полномочия по выплате компенсаций затрат на оплату жилья. В данном случае, требования истца о признании отказа должностного лица и понуждении его произвести компенсацию затрат на оплату жилья являются не приемлемыми.
В силу пункта шестого Порядка, решение о назначении компенсации принимается на основании :
1) заявления о предоставлении компенсации;
2) документа, удостоверяющего личность получателя компенсации;
3) документа, содержащего сведения о принадлежности получателя компенсации к категории;
4) документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных совместно с получателем компенсации по месту его жительства (месту пребывания);
5) документа, содержащего сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (получатели компенсации, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, представляют документ о наличии печного отопления), об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) документа, содержащего сведения о номере страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
Таким образом, исходя из анализа норм вышеуказанного Порядка, право на возмещение компенсации понесенных расходов у истца наступает только после внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.
Далее, как следует из положений Порядка, в нем предусмотрен заявительный характер компенсации понесенных расходов, то есть, совершения истцом необходимого действия - датой подачи заявления о выплате компенсации в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно уточнения своих требований истцом, он просил суд взыскать с ответчика компенсацию понесенных расходов по оплате за жилое помещение с 01 сентября 2017 года по 15 января 2018 года в размере 5 400 рублей.
В подтверждение заявленного требования истцом суду представлена копия Договора найма жилого помещения от 01 сентября 2017 года.
Суд, исследовав представленное доказательство приходит к выводу об отклонении данного доказательства, как не подтверждающего факта понесенных истцом затрат по оплате найма жилого помещения. Кроме того, суд считает данный договор формальным, так как пункт 5 данного договора предусматривает срок действия данного договора до 01 сентября 2017 года.
При этом, истец не ходатайствовал перед судом об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по данным требованиям.
Таким образом, суд полагает, что истцом не подтвержден факт произведенной оплаты и размер подлежащей компенсации оплаты за содержание жилого помещения на которую истец мог бы претендовать, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании данного вида компенсации истцу надлежит отказать. Также не подлежит удовлетворению требование о компенсации морального вреда, как вытекающий, из первоначального требования.
Истцом при подаче иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 350 рублей.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном обьеме, то с ответчика не подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░