Дело №2-334/2017
Категория 2.124
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Таловая 26 сентября 2017 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Лебедевой О.В.,
при секретаре Белых Е.Н.,
с участием представителя истицы адвоката Тупикиной Е.В., действующей по ордеру,
представителя ответчика – администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области – Пискарева Н.А. по доверенности,
представителя третьего лица – администрации Таловского муниципального района Воронежской области – Гафаровой А.Р. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Щетининой М.А. к администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Щетинина М.А. обратилась в суд с иском к администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области с требованиями о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении их в список претендентов на получение социальных выплат, указав, что постановлением администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района № от 16.01.2017 г. ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако постановлением № от 21.06.2017 г. администрация сельского поселения на основании ст. 56 ЖК РФ сняла с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истицу (состав семьи 5 человек). Данное постановление явилось основанием не включения ее семьи в список претендентов на получение социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Таловскому муниципальному району на 2017 год, с чем истица не согласна. Указала, что ее супруг ФИО4 не производил намеренного ухудшения жилищных условий по сделкам в 2013 и 2016 годах, так как вырученные от продажи жилых домов денежные средства были переданы матери ФИО4 ФИО21 которой фактически принадлежало данное имущество. В январе 2016 года Щетинина М.А. приобрела земельный участок на территории Тишанского сельского поселения для строительства дома. Начало строительства помогала оплатить ФИО21 Согласно справки о стоимости выполненных работ и затрат было затрачено 3207788,49 руб. на строительство дома в <адрес> В настоящее время она с семьей проживает в съемной квартире, дети не имеют спального места, места для игры и отдыха. Все члены семьи вынуждены проживать в одной комнате. Просила признать Постановление администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от 21.06.2017 года незаконным. Возложить на администрацию Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района <адрес> обязанность восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Щетинину М.А. и её семью – ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 (т.1 л.д.7-8).
Определением суда от 01.08.2017г. к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент аграрной политики Воронежской области.
В судебное заседание истица не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием адвоката Тупикиной Е.В.(л.д. 26).
Представитель истца адвокат Тупикина Е.В. в судебном заседании поддержала требования доверительницы по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, полагала, что семья Щетининых не производила намеренное ухудшение жилищных условий. Суду пояснила, что в 2008 году мужу истицы ФИО4 его матерью ФИО21 был подарен жилой дом, по адресу: <адрес> Дом не был благоустроен, проживать в нем не представлялось возможным. В целях улучшения жилищных условий ФИО4. в 2013 году продал указанный жилой дом. Вырученные от продажи денежные средства ФИО4 передал ФИО21., а ФИО21. подарила сыну ФИО4 дом, расположенный по адресу: <адрес>. В 2014 году ФИО4 вступил в брак со Щетининой М.А., у которой имелось 2 малолетних детей. Поскольку семейное положение ФИО4 изменилось, его родственники стали настаивать на разделе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО4. по договору дарения произвел отчуждение указанного жилого дома в пользу матери ФИО21 т.е. фактически возвратил матери имущество, ранее ей принадлежавшее. В январе 2016 года Щетинина М.А. приобрела земельный участок на территории Тишанского сельского поселения для строительства дома. Начало строительства помогала оплатить ФИО21 то есть фактически она возвратила им денежные средства по сделке от 20.03.2013 года. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что супруги Щетинины не пытались ухудшить жилищное положение, в том числе после того как были ознакомлены с условиями ФЦП. Согласно справки о стоимости выполненных работ на строительство жилого дома в <адрес> было затрачено 3207788, 49 рублей. Просила признать Постановление администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от 21.06.2017 года незаконным. Возложить на администрацию Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области обязанность восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Щетинину М.А. и её семью – ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Представитель ответчика – администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области Пискарев Н.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что истица с семьей с 2016 года проживает на территории Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области в съемном неблагоустроенном жилом доме. В настоящее время истица и ее супруг не имеют в собственности жилья. В январе 2016 года истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. После проведенной проверки выяснилось, что супруг истицы в 2016 году произвел отчуждение жилого дома, находящегося в <адрес>, тем самым намеренно ухудшив жилищные условия семьи, в связи с чем, семья истицы была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица – администрации Таловского муниципального района Воронежской области Гафарова А.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что порядок формирования и утверждения списков граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности утвержден приказом Департамента аграрной политики Воронежской области от 27.02.2014г. №30. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства на основании заявления по форме, установленной ФЦП. 05.12.2016 года истица обратилась в администрацию Таловского муниципального района с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. С целью проверки достоверности представленных заявителем документов был сделан запрос на получение выписки из ЕГРН на каждого члена семьи, указанного в заявлении истицы. Согласно выписки, полученной по запросу администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области, у супруга истицы ФИО4 находился в собственности жилой дом в <адрес> с указанием даты прекращения права собственности 19.01.2016 года. В рамках ФЦП право на получение социальной выплаты имеет молодая семья признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, постановление администрации Тишанского сельского поселения от 01.03.2017 года №17 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий», было принято необоснованно и отменено на законных основаниях, что явилось основанием для отказа администрацией муниципального района Щетининой М.А. во включении ее семьи в список на получение социальных выплат в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (т.1 л.д. 29-32).
Представитель третьего лица – Департамента аграрной политики Воронежской области в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении нескольких условий. Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в п.19 Типового положения. Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства РФ, а так же уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки. При вынесении решения полагаются на усмотрение суда (т.1 л.д.47-50).
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ к таковым относятся: малоимущие, иные определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
На основании материалов учетных дел, предоставленных администрацией Тишанского сельского поселения и Таловского муниципального района, установлено, что супруги Щетинины вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ.
Истица, её супруг и трое их несовершеннолетних детей проживают по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения № от 04.10.2016г.
09.11.2016 года Щетинина М.А. обратилась в администрацию Тишанского сельского поселения с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (состав семьи 5 человек) в связи с отсутствием в собственности жилой площади и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
05.12.2016 года Щетинина М.А. обратилась в администрацию Таловского муниципального района Воронежской области с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Постановлением администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от 21.06.2017 года № Щетинина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая следующий состав семьи: муж ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п.2 п.1 ст. 56 ЖК РФ.
Администрация Таловского муниципального района постановлением № от 25.01.2017г. отказала включить истицу и членов ее семьи в список претендентов на получение социальных выплат в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий…».
Законность данного постановления явилась предметом судебного разбирательства. Определением Таловского районного суда Воронежской области от 10.04.2017г. прекращено производство по гражданскому делу по иску ФИО4 к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи отказом ФИО4 от исковых требований.
При рассмотрении требований Щетининой М.А. по данному делу истцом и ее представителем не оспаривались факты отчуждения ФИО4 недвижимого имущества, принадлежавшего ему на праве собственности, в течение 5 лет до момента постановки на учет.
Так, согласно договора дарения от 07.04.2008 года ФИО21 подарила, а ФИО4. принял в дар земельный участок, площадью 754,0 кв.м., с расположенным на нем жилым домом, площадью 110,8 кв.м., по адресу: <адрес>
Из договора купли-продажи от 07.03.2013 года установлено, что ФИО4 продал ФИО14 земельный участок, площадью 754,0 кв.м., с расположенным на нем жилым домом, площадью 110,8 кв.м., по адресу: <адрес>
Согласно договора дарения от 27.03.2013 года ФИО21 подарила, а ФИО4 принял в дар земельный участок, площадью 1003,0 кв.м. с расположенным на нем жилым домом, площадью 89,1 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подарил, а ФИО21 приняла в дар земельный участок, площадью 1003,0 кв.м. с расположенным на нем жилым домом, площадью 89,1 кв.м., по адресу: <адрес>
Из выписки ЕГРН от 13.01.2014 г. установлено, что в период с 11.05.1987 года по 30.12.2016 года ФИО4 принадлежали следующие объекты недвижимого имущества: 1/5 доля в праве собственности на земельный участок, площадью 3880 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (находится в собственности); жилой дом, площадью 89,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (право собственности прекращено 19.01.2016 года); жилой дом, площадью 110,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (право собственности прекращено 20.03.2013 года); земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (право собственности прекращено 29.04.2011 года); жилой дом, площадью 79,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (право собственности прекращено 29.04.2011 года); земельный участок, площадью 1003 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> (право собственности прекращено 19.01.2016 года); земельный участок площадью 754 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>право собственности прекращено 20.03.2013г.) (л.д. 14-15).
Пунктом 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598) установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
В соответствии с п.33 раздела III Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в целях реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.
Согласно положениям подпункта "г" п. 4 названного Типового положения, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях указанного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Письмом от 25.01.2017 г. администрация Таловского муниципального района Воронежской области на основании ст. 53 ЖК РФ отказала семье Щетининых во включении их семьи в список претендентов на получение социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Таловскому муниципальному району на 2017 год. Постановлением администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от 25.01.2017 г. истице также отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что ФИО4 совершил сделку по отчуждению жилого помещения с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся и с момента ухудшения жилищных условий не прошел установленный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Таким образом, администрация района и сельского поселения, принимая решения в отношении истицы об отказе во включении ее в списки на получение социальных выплат и снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий исходили из того, что ее супруг, произведя сделки, направленные на отчуждение жилых помещений, намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Из содержания ст. 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Основаниями к отказу в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся могут быть признаны умышленные и недобросовестные действия, в результате которых ухудшены жилищные условия.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от 19.04.2007 N 258-О-О, от 25.11.2010 N 1543-О-О, от 29.05.2012 N 924-О, от 18.10.2012 N 1842-О, от 24.12.2012 N 2363-О, от 16.07.2013 N 1190-О, от 24.12.2013 N 1975-О и др.).
Из показаний допрошенного судом свидетеля Свидетель №1 установлено, что Щетинина М.А. обратилась с заявлением в администрацию района с заявлением об участии в ФЦП, представив необходимые документы. Ей было отказано во включении в списки на получение социальной выплаты исходя из того, что супруг ФИО4 произведя сделки, направленные на отчуждение жилых помещений, намеренно ухудшил жилищные условия семьи.
Оценивая показания данного свидетеля, суд не усматривает в них противоречий представленным доводам истца и ответчика, изложенные факты соответствуют также письменных доказательствам.
Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО4, являющийся супругом истицы, показал, что преднамеренно не ухудшал свои жилищные условия так как не знал о наличии ФЦП и возможности участия в ней. Жилые дома, выступаемые предметом отчуждения по сделкам в 2013 и 2016г.г. фактически принадлежали его матери ФИО21. и были ей возвращены. Сделка в 2016г. была безвозмездной, денежные средства по ней не передавались.
Суд анализирует показания данного свидетеля в ходе судебного разбирательства в совокупности с его объяснением, представленным в материале учетного дела, где ФИО4 указал, что в целях улучшения жилищных условий в 2013г. продал подаренный матерью ФИО21 в 2008 г. жилой дом по <адрес>. Полученные от продажи данного жилого дома денежные средства он вложил в строительство нового жилого дома по <адрес> на месте подаренного матерью жилого дома по тому же адресу. В 2016г. ФИО4 подарил матери дом по <адрес>, так как полагал, что он фактически принадлежал его матери, брату и сестре. Личных денежных средств для строительства дома в <адрес> у ФИО4 и его семьи не было, все расходы на строительство в основном оплачивала ФИО21 в счет оплаты за подаренный дом (т.2 л.д. 5-6).
Кроме того, суд учитывает указание истицы в исковом заявлении, что ФИО21 предоставив денежные средства на строительство жилого дома в <адрес> ФИО4 фактически возвратила денежные средства, вырученные по сделке от 20.03.2013г. (т.1 л.д.7об.).
Таким образом, в показаниях свидетеля ФИО4 в судебном заседании, его письменном объяснении и пояснениях Щетининой М.А., изложенных в исковом заявлении, усматриваются существенные противоречия, в связи с чем суд не может принять во внимание данные доказательства в обоснование исковых требований.
Отчуждение членом семьи истца жилых домов расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий, которое препятствует постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет со дня совершения указанных действий, поскольку именно такое отчуждение позволило истцу претендовать на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что дом, расположенный по адресу: <адрес>право собственности прекращено 20.03.2013 года), являлся непригодным для проживания суду не представлено, также как не представлено доказательств, что безвозмездное отчуждение жилого дома <адрес> (право собственности прекращено 19.01.2016 года) незадолго до подачи соответствующего заявления было объективно необходимо для ФИО4 и его семьи и не преследовало цели получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. Иных доводов при обжаловании постановления сторонами не заявлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что супруг истицы совершив сделки, направленные на отчуждение вышеуказанного имущества в течение 5 лет, намеренно ухудшил жилищные условия своей семьи.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Щетининой М.А. в удовлетворении исковых требований к администрации Тишанского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Таловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с 02.10.2017 года.
Судья О.В.Лебедева