Решение по делу № 33а-6305/2017 от 06.10.2017

Судья Шитикова О.А.                                                                       стр. 015а, г/п0 руб.

Докладчик Пыжова И.А.                № 33а-6305/2017                     02 ноября 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

               председательствующего Кузнецова Ю.И.,

           судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.

           при секретаре судебного заседания Ткаченко С.В.

                рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 02 ноября 2017 года административное дело по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Подчередниченко О.С. на решение Приморского районный суд Архангельской области от 01 сентября 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска заместителя прокурора Архангельской области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз) Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница», обязании обеспечить охрану указанных лиц, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.».

    Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

установила:

    заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Архангельской области об обязании обеспечить охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница», в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    В обоснование требований указал, что прокуратурой области проведена проверка исполнения федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона безопасность и охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница» (далее - Региональный центр судебной психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ»), административным ответчиком не обеспечивается, безопасность и охрана названных лиц осуществляется силами личного состава УМВД России по Архангельской области, исполняющим в данном случае не свойственные ему функции. Из Устава и лицензии ГБУЗ АО «АКПБ», следует, что учреждение является специализированным психиатрическим стационаром с целевым назначением, обеспечивающим проведение судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения таких экспертиз лицам, содержащимся под стражей, в данном учреждении создано специальное отделение, где проводятся соответствующие стационарные судебно-медицинские экспертизы. В данное отделение госпитализируются граждане (подозреваемые, обвиняемые, подсудимые) на основании постановлений (определений) соответствующих судебно-следственных органов о назначении судебно-психиатрической экспертизы, в их число могут входить и осужденные из мест лишения свободы. Из положений закона следует, что охрана лиц, содержащихся под стражей, при оказании им медицинской помощи независимо от того, оказывается ли такая помощь в ЛПУ УФСИН России либо в ЛПУ государственной и муниципальной системы здравоохранения, осуществляется учреждением уголовно-исполнительной системы. Статус подозреваемых и обвиняемых, помещенных в медицинские учреждения для оказания им медицинской помощи либо проведения в отношении них экспертизы, несмотря на нахождение их вне мест содержания под стражей, не изменяется. В связи с этим, обязанности, возложенные Законом на подразделения уголовно-исполнительной системы в целях охраны и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми лицами, распространяются, в том числе и на лиц, содержащихся под стражей, временно помещенных в медицинские учреждения. Кроме того, основными задачами и полномочиями ФСИН России, согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 являются, в том числе сопровождение и охрана лиц, направленных в учреждения здравоохранения для оказания им медицинской помощи.

    В судебном заседании представитель административного истца Подчередниченко О.С. требования уточнил, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз) Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «АКПБ», обязать обеспечить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, охрану указанных лиц. Поддержал доводы, изложенные в административном иске.

    Представители административного ответчика с иском не согласились, пояснили, что закон не содержит требований, обязывающих УФСИН осуществлять охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ». Указанные лица помещаются в данное учреждение на основании постановления следователя или суда для проведения процессуального действия, соответственно охрану данных лиц должны осуществлять сотрудники полиции, которым в соответствии с нормами действующего законодательства производится доплата за данные вид службы. Перечень учреждений, охрану которых осуществляют сотрудники УФСИН, является исчерпывающим, определен УИК РФ. Региональный центр судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» в данный перечень не входит. Заместителем председателя Правительства РФ 10.11.2016 поручено сохранить сложившийся порядок охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров для лиц, содержащихся под стражей до принятия иных решений. До настоящего времени на законодательном уровне данный вопрос не решен, в связи с чем считают, что у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика заявленных обязанностей. Кроме того, считают, что прокурором пропущен срок для обращения с указанным иском, поскольку о заявленном бездействии административному истцу было известно более года назад.

    Представитель УМВД России по Архангельской области требования поддержал, указал, что в настоящее время охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии, осуществляется сотрудниками конвойного отделения ОМВД «Приморское». Их деятельность регламентирована только приказами УМВД России по Архангельской области. Иное нормативное регулирование отсутствует. Таким образом, сотрудники полиции осуществляют охрану указанных лиц в силу фактически сложившегося порядка. Учитывая, что лица, содержащихся под стражей, помещаются в отделение судебно-психиатрической экспертизы для проведения в отношении них экспертизы на длительный срок (более 10 дней), считает, что их охрану должны осуществлять сотрудники УФСИН России.

    Представитель ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» поддержал требования прокурора, указал, что для проведения судебно-психиатрических экспертиз в отношении лиц, содержащихся под стражей, в учреждении было создано специальное отделение, а именно, Региональный центр судебной психиатрии (с палатами для стационарных экспертиз), где проводятся соответствующие стационарные судебно-медицинские экспертизы. В отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии госпитализируются граждане (подозреваемы, обвиняемые, подсудимые) на основании постановлений соответствующих судебно-следственных органов о назначении судебно-психиатрической экспертизы, в их число входят, в том числе, и осужденные из мест лишения свободы. Обеспечение безопасности и охрана медицинских организаций, предназначенных для содержания в них указанных лиц, осуществляется органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

    Суд постановил указанное решение, с которым не согласился участвующий в деле прокурор Подчередниченко О.С. В апелляционном представлении просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование представления приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, указывает на нарушение судом норм материального права, в частности положений ст. ст. 29, 30, 33 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ч.1 ст.12 Федерального закона «О полиции», ст.10, ч.10 ст.17, ч.2 ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ч.32 ст.5, ч.3 ст.164 УПК РФ. Считает, что совокупный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению безопасности и охране лиц, содержащихся под стражей, госпитализированных в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, для производства судебной экспертизы возложена на учреждения уголовно-исполнительной системы, поскольку указанные лица содержатся в медицинском учреждении круглосуточно, при этом установленный порядок оказания медицинской помощи и содержания в медицинских учреждениях, является единым как при оказании медицинской помощи, так и при проведении экспертизы, назначенной по основаниям, предусмотренным УПК РФ. Более того, статус подозреваемых и обвиняемых, помещенных в медицинские учреждения в целях оказания им медицинской помощи либо проведения в отношении них экспертизы, несмотря на нахождение их вне мест содержания под стражей, не изменяется. В связи с этим полагает, что обязанности, возложенные Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» на подразделения уголовно-исполнительной системы в целях охраны и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми лицами, распространяются, в том числе и на лиц, содержащихся под стражей, временно помещенных в медицинские учреждения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Подчередниченко О.С., доводы апелляционного представления поддержал.

Представитель УМВД России по Архангельской области Пермякова М.В. полагала обоснованными доводы представления.

Представитель УФСИН России по Архангельской области Андреева Н.В. просила апелляционное представление оставить без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» на основании лицензии от 29.06.2016, осуществляет специализированную стационарную медицинскую помощь, в том числе в виде экспертной деятельности, в частности проведение судебно-психиатрической экспертизы.

Структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» является Региональный центр судебной психиатрии, в состав которого входит отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз).

Согласно Положению о Региональном центре судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ», утвержденного приказом главного врача учреждения №1365 от 17.09.2014, охрана отделения специализированного типа осуществляется сотрудниками ЧОП; охрана экспертных палат для лиц, находящихся под стражей, - подразделениями полиции.

Фактически в отделении судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» имеется три палаты, оборудованные для содержания лиц, находящихся под стражей, помещенных в отделение для проведения психиатрической экспертизы. Данные палаты охраняются сотрудниками взвода охраны и конвоирования ОМВД «Приморский» УМВД России по Архангельской области. Охрана палат для лиц, находящихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы, с 1989 года осуществляется сотрудниками полиции, ранее эти функции выполняли сотрудники вневедомственной охраны.

Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области в адрес начальника УФСИН России по Архангельской области направлялись письма о рассмотрении вопроса об организации охраны психиатрического отделения стационарного принудительного лечения ГБУЗ Архангельской области «АКПБ».

Согласно ответам УФСИН России по Архангельской области отказалось организовать охрану, указав на отсутствие нормы закона, возлагающей на УФСИН указанную обязанность.

Прокурор, считая, что со стороны ответчика допущено незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз) Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница», обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями ст.10, ч.2 ст.24 Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ч.1 ст.203 УПК РФ, ст.9, 33 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», Приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, и исходил из того, что действующее законодательство не исключает возможность осуществления функций охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы, органами полиции и с учетом фактически сложившегося порядка обеспечения охраны таких лиц сотрудниками УМВД России по Архангельской области, пришел к выводу о том, что со стороны ответчика незаконного бездействия не допущено, в связи с чем оснований для возложения на него обязанности обеспечить охрану указанных лиц, не имеется.

Судебная коллегия считает правильным данный вывод суда первой инстанции, а доводы представления несостоятельными в силу следующего.

Статьей 10 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи, помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 24 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 указанного Федерального закона, порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу ч. 1 ст. 203 УПК РФ, если при назначении или производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Из положений ст. 33 указанного Федерального закона следует, что обеспечение безопасности и охрана судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций, в которые для проведения судебно-психиатрической экспертизы помещаются лица, содержащиеся под стражей, осуществляются органами, на которых возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

Вместе с тем пунктом 14 части 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», обязанность содержания, охраны, конвоирования задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоирования содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий, возложена на органы полиции.

Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы для проведения экспертизы, также возложена на органы полиции.

Доводы прокурора со ссылкой на положения ч.3 ст.164 УПК РФ об отсутствии полномочий у органов полиции на осуществление охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в медицинское учреждение для проведения судебно-психиатрической экспертизы, являются несостоятельными, основанными на неправильном понимании положений ч.1 ст.12 Федерального закона «О полиции».

Суд первой инстанции правильно указал, что действующее законодательство, не исключает возможность осуществления функций охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы, органами полиции. При этом императивная норма закона, возлагающая данную обязанность исключительно на ответчика, отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, а также фактически сложившийся на протяжении длительного времени порядок осуществления охраны вышеуказанных лиц, реализация которого подтверждается приказом МВД от 07.03.2006 № 140дсп, а также приказами УМВД России по Архангельской области, в частности №1154 от 23.12.2016, принимая во внимание данные заместителем председателя Правительства РФ разъяснения относительно необходимости сохранения сложившегося на настоящий момент порядка охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров для лиц, содержащихся под стражей, до принятия иных решений, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Доводы апелляционного представления не опровергают правильных по существу выводов суда, сводятся к ошибочному пониманию норм материального права, в связи с чем отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.

Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районный суд Архангельской области от 01 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора Подчередниченко О.С. - без удовлетворения.

        Председательствующий    Ю.И. Кузнецов

    Судьи    И.А. Пыжова

        Т.Н. Рудь

33а-6305/2017

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура АО
Заместитель прокурора Архангельской области
Ответчики
УФСИН России по Архангельской области
Другие
УМВД России по Архангельской области
Никашин Сергей Владимирович
Каргополов Дмитрий Александрович
Андреева Наталья Владимировна
Яшунова Ольга Богдановна
Пермякова Мария Викторовна
Дмитриев Вадим Александрович
ГБУЗ Архангельской области АКПБ
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Пыжова Ирина Александровна
02.11.2017[Адм.] Судебное заседание
17.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее