ОПРЕДЕЛЕНИЕ
р.п. Торбеево 02 июля 2015 года
Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия С.А.Лопухов, рассмотрев заявление Овтина Н.А. об оспаривании решения призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 29.05.2015 о направлении его на обследование в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница №4» и необходимости явиться на повторное медицинское освидетельствование 26.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Овтин Н.А. обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с заявлением в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 29.05.2015 о направлении его на обследование в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница №4» и необходимости явиться на повторное медицинское освидетельствование 26.06.2015, и отменить его. Одновременно заявитель просит приостановить выполнение данного решения.
Из существа заявления следует, что Овтин Н.А. оспаривает в суде властное волеизъявление, то есть требование призывной комиссии, облеченное в письменную форму, повлекшее нарушение его прав и свобод.
Изучив заявление Овтина Н.А. и имеющиеся материалы судья приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ч. 2 ст. 118 Конституции судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статьей 255 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). В п. 5 указано, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», статья 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).
Следовательно, обязательным элементом обжалуемого в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации решения является наличие повлекших им правовых последствий для конкретного гражданина, порождающих гражданские права и обязанности.
Пункт 15 Постановления предусматривает, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Согласно пункту 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В соответствии с п. 13
Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. В настоящем случае заявитель Овтин Н.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании требования призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о направлении его на обследование в медицинскую организацию.
Направление призывника на медицинское обследование в медицинское учреждение не может зависеть от чьего-либо усмотрения и не требует принятия специального решения призывной комиссией, а его обязанность пройти данное обследование, на основании которого в отношении него в последующем призывной комиссией должно быть принято соответствующее решение, вытекает исключительно из требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе, обязывающего призывника участвовать в мероприятиях связанных с призывом на военную службу, принятого во исполнение ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Таким образом несмотря на то, что требование о прохождении призывником медицинского обследования, прямо вытекающее из норм закона, в данном случае дополнительно облечено в письменную форму в виде решения призывной комиссии, о чем имеется соответствующая запись в деле с протоколами призывной комиссии по Торбеевскому муниципальному району, данное решение само по себе не влечет и не может повлечь каких-либо новых правовых последствий для заявителя, возникновение которых как основание для защиты нарушенных прав в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации, предусмотрено ст. 255 ГПК Российской Федерации, так как его принятие не порождает для Овтина Н.А. каких-либо новых обязанностей, кроме как установленных законом.
При этом, суд учитывает практику Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 13.08.2014 №23-КГ14-4, согласно которой не любое действие (бездействие), а также решения перечисленных выше органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений и принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, которая неоднократно излагалась в определениях от 25.11.2010 №1447-О-О, от 22.03.2011 №377-О-О, от 22.11.2012 №2222-О, от 13.05.2014 №998-О, от 21.11.2013 №1849-О, и сводиться к тому, что взаимосвязанные положения пункта 1 части первой статьи 134, статей 254 и 255 ГПК Российской Федерации сами по себе не предполагают отказ суда в принятии заявления о признании противоречащим закону бездействия органа государственной власти в случае, если заявитель считает, что этим бездействием нарушаются его права и свободы, а лишь устанавливают какие решения, действия (бездействие) органов государственной власти могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, направлены на исключение принятия судом к рассмотрению заявлений, которые не могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства, либо не затрагивают права, свободы и законные интересы заявителя.
Так, согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда. По мнению суда, данная норма закона должна применяться в ее системном толковании со ст. 5, ч. 2 ст. 29 данного закона, которыми определен исчерпывающий перечень решений (заключения) соответствующей призывной комиссии, к которым применяются положения ч. 7 ст. 28 закона. Применительно к настоящему случаю требование призывной комиссии о направлении на медицинское обследование Овтина Н.А. к таковым не относится.
Вместе с тем судьей установлено, что Торбеевским районным судом Республики Мордовия рассмотрено гражданское дело по заявлению Овтина Н.А. об оспаривании решения призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 06.04.2015 о направлении его на обследование в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 4». Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 24.04.2015 в удовлетворении заявления Овтина Н.А, отказано. Данное решение обжаловано заявителем Овтиным Н.А. в апелляционном порядке и до настоящего времени в законную силу не вступило.
Следовательно в настоящем случае заявителем Овтиным Н.А. подано заявление, в котором он повторно оспаривает в суде фактически то же самое требование призывной комиссии, облеченное в форму решения, которое, как указано выше, вытекает исключительно из требований федерального законодательства. Основанием внесения новой записи в книгу с протоколами призывной комиссии является факт неисполнения Овтиным Н.А. указанных требований и явка в назначенное время без результатов медицинского обследования, что подтверждается выпиской из дела.
В связи с изложенным, по мнению судьи, Овтиным Н.А. заявлено то же самое материально-правовое требование о признании незаконным решения призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о направлении его на медицинское обследование в медицинскую организацию, вытекающее из норм закона. Сам факт облечения призывной комиссией требования в письменную форму, то есть принятие повторного аналогичного решения, в настоящем случае не свидетельствует об изменении предмета по гражданскому делу, по указанным выше обстоятельствам. Приведенные в заявлении основания, на которых заявитель основывает требование, аналогичны основаниям по рассматриваемому делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 УПК Российской Федерации судья возвращает исковое заявление в случае, если в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Таким образом заявление Овтина Н.А. об оспаривании решения призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 29.05.2015 о направлении его на обследование в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница №4» и необходимости явиться на повторное медицинское освидетельствование подлежит возвращению заявителю по указанным основаниям.
Исходя из вышеуказанного, в действиях Овтина усматриваются признаки злоупотребления своими гражданскими правами.
В данном случае вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения о направлении Овтина Н.А. на медицинское обследование не может быть рассмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 135, 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Овтина Н.А. об оспаривании решения призывной комиссии Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 29.05.2015 о направлении его на обследование в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница №4» и необходимости явиться на повторное медицинское освидетельствование возвратить заявителю со всеми приложенными к нему документами.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в пятнадцатидневный срок через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.
Судья С.А. Лопухов