Дело № 2-5445/2017
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2017 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Куликовой А.С.,
при секретаре Манукян М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой <данные изъяты> к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Н.Н. обратились в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права собственности на земельный участок. Требования мотивированы, тем, что Иванова Н.Н. является собственником гаражного бокса, площадью № кв.м., расположенного по адресу <адрес> <адрес> №. Основанием для регистрации прав собственности на гаражный бокс явилось решение Свердловского районного суда от 17.12.2012г., в котором суд признал за Ивановой Н.Н. право собственности на гаражный бокс №, общей площадью 17,6 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу. При обращении в Департамент муниципального имущества земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, расположенного под принадлежащим им на праве собственности гаражным боксом, общей площадью № кв.м., Ивановой Н.Н. в удовлетворении заявления отказано. В связи с чем, Иванова Н.Н. просит суд признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> № №, общей площадью 19 кв.м. Признать незаконным решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, для оформления его на праве собственности.
В судебном заседании Иванова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что гараж построил её супруг, земельный участок выдавался городским советом народных депутатов. Департамент муниципального имущества и земельных отношений отказал в предварительном согласовании, в связи, с чем обратилась в суд.
Представитель ответчика –Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не заявлял, ранее представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении требований истца отказать, поскольку спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), на основании правил землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 года № В-122.
Представитель третьего лица-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставил суду отзыв на иск, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 47).
Представитель третьего лица- администрации Свердловского района г. Красноярска не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом сведений об их надлежащем извещении.
Изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пункт 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В частности Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Как установлено судом, за Ивановой Н.Н. признано право собственности на гаражный бокс № общей площадью №.м, расположенный по адресу <адрес>, стр. №, указанные обстоятельства, установлены вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ обязательны для суда и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в котором участвуют те же лица(л.д.12).
На основании вышеуказанного решения Свердловского районного суда <адрес> Иванова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ оформила право собственности на гаражный бокс № общей площадью № кв.м, расположенный по адресу <адрес> «д», стр. № (л.д. 15).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка под указанный гаражный бокс и утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) (л.д. 14).
Как установлено в судебном заседании, право пользования земельным участком у истца возникло с 1966 года, на основании решения исполнительного комитета Красноярского городского совета народных депутатов. В соответствии с типовым договором аренды от 25.07.1966 года за № 1607, данные обстоятельства установлены решение Свердловского районного судом от 17.12.2012г. и не подлежат оспариванию.
Ссылки Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в письме от ДД.ММ.ГГГГ № на то, что согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-122, расположен в двух территориальных зонах: зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), не состоятельны, поскольку земельный участок был выделен под размещение гаражного бокса до утверждения Генерального плана г. Красноярска, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, при разработке и утверждении Правил землепользования и застройки города Красноярска, органу местного самоуправления следовало учесть фактически расположенный в данной зоне на день установления в пределах границ города Красноярска территориального планирования, зонирования территории города, объекта капитального строительства и его предназначение.
Вместе с тем, требования истца о признании права собственности на спорный земельный участок не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.7 ст.1 ФЗ РФ №218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка – вносится в кадастр недвижимости на основании ст.8 ФЗ РФ №218-ФЗ от 13.07.2015г.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что юридическое значение кадастрового учета состоит в формировании объекта гражданских прав – земельного участка. Включение земельного участка в гражданский оборот, т.е. совершение сделок, приобретение, переход прав, ограничения на конкретный земельный участок, возможно только после проведения кадастрового учета земельного участка.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, из которого усматривается, что подача заявления о предоставлении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи возможно после предварительного согласования предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок еще не поставлен на кадастровый учет, требования истцы Ивановой Н.Н. о признании права собственности на земельный участок, занимаемым гаражным боксом №, расположенный по адресу <адрес> «<адрес>, являются преждевременными и не подлежат удовлетворению. Истица вправе после выполнения предусмотренного действующим законодательством порядка, обратиться с указанными требованиями к ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой ФИО4 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, признании права собственности, - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления Ивановой ФИО5 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований о признании права собственности на земельный участок Ивановой ФИО6 – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2017 года.
Председательствующий А.С. Куликова