Решение по делу № null от 08.06.2012

Судья: Бетина Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-2380

20 марта 2012 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Яковлевой В.В.,

судей - Евдокименко А.А. и Хаировой А.Х.,

при секретаре – Кондратьевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18 января 2012 года, которым постановлено:

«Иск Дмитриевой А.А. удовлетворить. Обязать мэрию г.о. Тольятти поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий Дмитриеву А.А. с составом семьи 6 человек. Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Дмитриевой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриеву ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриевой ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриеву ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриеву ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриевой ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, с учетом дополнительной площади, в городе Тольятти, на состав семьи шесть человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в общей совместной собственности Дмитриевой А.А., Дмитриева С.М., Дмитриевой А.С. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на жалобу представителя истца – Дмитриевой А.А. – Лысковой Н.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что на основании распоряжения от 7 декабря 2011 года №13552-р/4 семья Дмитриевых из шести человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (как малоимущие), также указанная семья поставлена на очередь согласно п.2. ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (как семья, имеющая ребенка инвалида). Этим же распоряжением семье Дмитриевых отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку в двухкомнатной квартире зарегистрированы и проживают 6 человек, являющиеся членами одной семьи. Истица считает данный отказ незаконным. Дмитриев И.С., 2008 года рождения страдает тяжелым заболеванием, является инвалидом детства, при этом заболевание которым он страдает, входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 года и перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года за №817, дающих право на внеочередное получение жилья и предоставление дополнительной площади. Улучшить свои жилищные условия истец сможет только в порядке очередности, в соответствии со списком очередности отдельных категорий граждан. На основании изложенного истица просила обязать мэрию г.о. Тольятти поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий Дмитриеву А.А. с составом семьи 6-ть человек и предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом дополнительной площади, на состав семьи шесть человек с учетом имеющегося жилья.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – Мэрия г.о. Тольятти считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Мэрии г.о. Тольятти судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, при этом в соответствии с частью 2 указанной правовой нормы (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года №250-ФЗ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, а согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года №160-ФЗ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, при этом перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378.

В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, перечень указанных заболевания утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года №817.

В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось сторонами, что истица и совместно проживающие с ней члены ее семьи, на основании вышеприведенных норм жилищного законодательства имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий и предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, с учетом дополнительной площади, в городе Тольятти, на состав семьи шесть человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в общей совместной собственности истицы и членов ее семьи жилого помещения. По существу наличие у истца и членов ее семьи указанных прав ответчиком не оспаривалось, вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно счел доводы ответчика о необходимости отказа в удовлетворении иска по мотиву наличия иных лиц имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, принятых на учет ранее истицы, не основанными на законе, поскольку действующее на настоящий момент жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в действующем жилищном законодательстве и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лицам равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (указанная правовая позиция определена Верховным судом РФ, в частности в определении Судебной коллегии по гражданским делам от 8 февраля 2011 года №85-В10-7).

С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложении на ответчика обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий истицу с составом семьи шесть человек, и обязанности предоставить истице и всем членам ее семьи вне очереди жилое помещение по договору социального найма, с учетом дополнительной площади, в городе Тольятти, на состав семьи шесть человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в общей совместной собственности истицы и других членов семьи жилого помещения.

Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что основанием к отказу в удовлетворении иска является недостаточность размера субвенций поступивших в казну муниципалитета из бюджета Самарской области, поскольку ст. 57 ЖК РФ предусматривающая обязанность государства по обеспечению вне очереди жилыми помещениями лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности, в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18 января 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриев И.С.
Суд
Самарский областной суд (Самарская область)
Судья
Евдокименко Андрей Андреевич
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее