Гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2017 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Болдохоновой С.С.,
при секретаре Толстихиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Божедомовой Л. И., Таряшиной В. И. к МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о включении имущества в наследственную массу, о признании наследников принявшими наследство, признании права общей долевой собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Божедомова Л. И., Таряшина В. И., обращаясь в суд с иском к МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, просят о включении в наследственную массу жилого дома с надворными постройками и земельный участок, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>А, в состав наследства после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признать их принявшими наследство, и признать за ними право общей долевой собственности на вышеуказанные жилой дом и земельный участок в равных долях.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истцов ФИО3 После ее смерти открылось наследство в виде земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>А. На земельном участке расположен жилой дом, который в 1980 г. приобрел супруг наследодателя ФИО1 у ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № П-2249. Этот дом принадлежал ФИО2 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности». С момента приобретения жилого дома семья Пьянзиных пользовалась земельным участком как своим собственным, но в установленном порядке его не оформили. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ После его смерти наследство приняла супруга ФИО3, что подтверждается свидетельством о праве на наследство, выданным ей ДД.ММ.ГГГГ, при этом в БТИ она указанное свидетельство не зарегистрировала. Истцы считают, что при покупке жилого дома и принятия наследства земельный участок принадлежал ФИО3 на праве бессрочного пользования, и она имела право в силу закона зарегистрировать право собственности на земельный участок. Однако наследодатель ФИО3 по независящим от нее причинам не зарегистрировала право собственности на жилой дом и земельный участок. После смерти ФИО3 наследниками первой очереди, принявшими наследство, являются ее дети - истцы Божедомова (до брака Пьянзина) Л.И. и Таряшина (до брака Пьянзина) В.И. В установленный законом срок в нотариальную контору для принятия наследства истцы не обращались, однако они фактически приняли наследство после смерти своей матери, поскольку на момент ее смерти истцы проживали совместно с наследодателем, ухаживали за больной матерью, и после ее смерти до ДД.ММ.ГГГГ г. постоянно проживали по адресу: <адрес>А. Истцы, проживая в доме ФИО3, пользовались земельным участком, домом, предметами домашней остановки, обрабатывали огород, собирали ягоды на участке, сажали овощи, поддерживали жилое помещение в пригодном для проживания состоянии, оплачивали налог на имущество, распорядились имуществом, принадлежавшим умершей, посуду и пуховые платки разделили между собой, часть раздали родственникам и соседям.
В судебном заседании истица Божедомова Л.И., представитель истцов Красноусова Г.П., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме поддержали исковые требования, просили исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание истица Таряшина В.И. не явилась, извещена надлежаще.
В судебное заседание представитель ответчика МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Манзарова Т.Н. не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения требований не возражала.
Суд на основании ч.1, ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие надлежаще уведомленных истца и ответчика.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав доводы истца и его представителя, заслушав показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п.1 ст.1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" № 137-ФЗ в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно ч.1 ст. 25.2 Федерального закона № ФЗ-122 государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, в свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 25.2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" одним из оснований для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, является акт о предоставлении такому гражданину данного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей являются, в том числе акты органа местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 1181 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях только земельные участки, принадлежавшие наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Из материалов дела усматривается, что истцы Божедомова Л. И. (в девичестве Пьянзина), Таряшина В. И. (в девичестве Пьянзина) и наследодатель ФИО3 приходятся друг другу дочерьми и матерью, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении серии ФГ № от ДД.ММ.ГГГГ и серии ФГ № от ДД.ММ.ГГГГ, и свидетельствами о заключении брака.
ДД.ММ.ГГГГ наследодатель ФИО3 умерла, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, произведенной ГорЗагс г.Улан-Удэ.
В силу нормы ст. 1142 Гражданского кодекса РФ истцы Божедомова В.И. и Таряшина В.И. признаются наследниками первой очереди после смерти ФИО3
Из материалов дела следует, что иных наследников первой очереди после смерти ФИО3 не имеется. Супруг наследодателя ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № №, справка о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ наследодатель ФИО3 проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>А.
В судебном заседании установлено, что наследодателю ФИО3 принадлежало на дату смерти жилой дом с хозяйственными строениями, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, выданному ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ государственным нотариусом Улан-Удэнской государственной нотариальной конторы ФИО7 после смерти супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ (рег. № в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ, номер наследственного дела №). Данное свидетельство подлежало государственной регистрации в БТИ, однако своевременно наследодатель ФИО3 не оформила жилой дом в установленном законом порядке, в связи с этим по данным правовой информации МУП БТИ, Отделения по Республике Бурятия Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект капительного строительства. расположенный по адресу: <адрес>А, зарегистрировано за ФИО1, в размере 1/1 доли, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что земельный участок, общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: Россия, <адрес>А, а также жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный №, общей площадью 40,9 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м., этажность 1, расположенный по адресу: <адрес>А, подлежат включению в наследственную массу после смерти наследодателя ФИО3, несмотря на отсутствие регистрации ее права собственности на указанные объекты недвижимости. Поскольку судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>А, был предоставлен первоначальному владельцу ФИО2 решением компетентного органа местного самоуправления для строительства жилого дома до введения в действие Земельного кодекса РФ, и в суде достоверно подтверждена принадлежность данного имущества наследодателю ФИО1, при этом акт в части предоставления земельного участка в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено и не оспорено, что можно отнести к основаниям, устанавливающим право наследодателя ФИО3 на указанный земельный участок. Суд также считает, что жилой дом по адресу: <адрес>А, подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО3 несмотря на отсутствие регистрации свидетельства о праве на наследство в отношении данного жилого дома в бюро технической инвентаризации, поскольку в суде достоверно подтверждена принадлежность жилого дома на праве собственности наследодателю ФИО3, что можно отнести к основаниям, устанавливающим право наследодателя на жилое помещение по адресу: <адрес>А. Отсутствие государственной регистрации свидетельства о праве на наследство в отношении данного жилого дома в бюро технической инвентаризации за наследодателем не лишает законного владельца признанного за ним права. Поэтому жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>А, фактически принадлежавшие и использовавшиеся наследодателем ФИО3, могут войти в состав наследственного имущества, открывшегося после ее смерти (ст. 1112 Гражданского кодекса РФ). Наряду с указанным, суд учитывает то, что спорные объекты недвижимости третьим лицам не передавались и не принадлежат. Соответственно, включение указанных жилого дома и земельного участка в наследственную массу ФИО3 не повлечет ущемления прав и интересов третьих лиц.
Кроме того, суд считает, что имеются основания для признания истцов Божедомовой Л.И., Таряшиной В.И. фактически принявшими наследство в виде вышеуказанного имущества после смерти матери ФИО3 в силу положений ч.1, ч.4 ст. 1152, ст. 1153 Гражданского кодекса РФ, поскольку в судебном заседании достоверно подтверждено, что истцы совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти своей матери ФИО3, в частности материалами дела и показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9 подтверждается, что истцы вступили во владение жилым домом и земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>А, принадлежавшим ФИО3, с момента смерти наследодателя принимали меры по сохранению наследственного имущества, производили за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, фактически проживали в этом жилом доме, с момента смерти матери и до ДД.ММ.ГГГГ г. пользовались домом и участком как своими собственными, оплачивали налоги, коммунальные платежи, осуществляли посадку огорода и сада на земельном участке, собирали урожай. Указанные обстоятельства подтверждены, в частности, квитанциями об оплате коммунальных платежей, и показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО8, ФИО9 Оснований не доверять представленным доказательствам суд не находит.
Также на основании п.41 Постановления Пленума ВС РФ № 9 от 29.05.2012 г. суд, учитывая, что в настоящее время иных наследников по закону после смерти ФИО3 помимо истцов, исходя из представленных документов не имеется, в связи с этим суд считает необходимым признать за истцами Божедомовой Л.И., Таряшиной В.И. право собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>А, входящую в наследственную массу после смерти наследодателя ФИО3, в размере по 1/2 доле.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Божедомовой Л. И., Таряшиной В. И. к МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о включении имущества в наследственную массу, о признании наследников принявшими наследство, признании права общей долевой собственности на наследственное имущество удовлетворить.
Включить земельный участок, общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>А, и жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный №, общей площадью 40,9 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м., этажность 1, расположенный по адресу: <адрес>А, в наследственную массу после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Божедомову Л. И., Таряшину В. И. фактически принявшими наследство после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный №, общей площадью 40,9 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м., этажность 1, по адресу: <адрес>А; и земельного участка, общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: Россия, <адрес>А.
Признать за Божедомовой Л. И., Таряшиной В. И. в порядке наследования право общей долевой собственности в размере по 1/2 доле каждой на земельный участок, общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>А, и жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный №, общей площадью 40,9 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м., этажность 1, расположенный по адресу: <адрес>А.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Болдохонова С.С.